Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы западной социологии Научная статьяРуткевич Е. Д., к.филос.н., доц., ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, ORCID ID=0000-0002-4082-7198Elibrary SPIN=7171-4968Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы западной социологии// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 1. С. 131-161Скачиваний статьи: 398Рубрика: К методологии научных исследованийСсылка для цитирования: Руткевич Е. Д. Религия в глобальном пространстве: подходы, определения, проблемы западной социологии // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 1. C. 131-161.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.447For citation: Rutkevich E. D. Religion in the global space: approaches, definitions and issues in Western sociology. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 131-161DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.447Текст статьиАннотацияВ последнее время в западной социологии религии наблюдается несколько глобальных тенденций. Происходит критическое переосмысление взаимосвязи модернизации и секуляризации, необратимости и универсальности процессов секуляризации, приводящее к пересмотру теорий секуляризации и сдвигу от бесконечных споров о секуляризации к более плодотворному культурно-историческому, эмпирическому изучению «публичных религий», «множественных глобализаций» и «множественных секуляризаций», «деприватизации религии». Большой отклик и распространение получает новый подход к изучению религии «идеологическая критика», подвергающий сомнению привычные (евро-центристкие) описания и определения религии, проблематизирующий понятия «религия» и «секулярное», не существующие друг без друга. Устанавливается новый взгляд на «религию» и «духовность», приводящий к постепенному формированию новой дисциплины «социология духовности». По всему миру широко распространяется и приобретает особое влияние евангелическое христианство, которое в сочетании с местными религиями приводит к гибридизации и синкретизму религиозных традиций. Все эти изменения говорят не об упадке, а о «возвращении» и росте религии, хотя зачастую в иной форме и качестве, что способствует формированию нового видения религиозных феноменов, новых подходов к их изучению и появлению нового дискурса о европейских постсекулярных обществах. В центре внимания данной статьи ‑ некоторые подходы и проблемы, возникающие при изучении этих тенденций.Ключевые словарелигия, секулярное, современность, секуляризация, духовность, деприватизация религии, религиозные изменения, постсекулярная перспективаСписок литературыAsad T. 1993. Genealogies of Religion. Discipline and reasons of power in Christianity and Islam. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press. 335 p. Berger P. 1999. The Desecularization of the World A Global Overwiew // The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics. Washington: Ethics and Public Policy Center. P. 1‑18. Berger P., Davie G., Focas E. 2008. Religious America, Secular Europe? Great Britain: Ashgate. 155 р. Beyond New Age: Exploring Alternative spirituality. Ed. By Sutcliffe S., Bawman M. 2000. Edinburg: Edinburg UP. 272 p. Boer R. 2013. To distinguish between the negative and the positive in religion // State, Religion and Church in Russia and Worldwide. №3 (31). P. 200‑209. Casanova J. 1994. Public Religions in the Modern World. Chicago: The Univ.of Chicago Press. 320 р. Casanova J. 2008. Public Religions Reviseted // Religion :beyond the Concept. ed. Hent de Vries, Fordham U.P. P. 101‑119. Casanova J. 2012. Rethinking Public Religions // Rethinking Religion and World Affaires / Ed. by T. S. Sha, A. Stenan, M. Doft. Oxford: Oxford Univ. Press. P. 25‑35. Finke R., Stark R. 1986. Turning Pews into People: Estimating Nineteenth-Century Church Membership // Journal for the Scientific Study of Religion. № 25. P. 180‑192. Fitzgerald T. 2000. The Ideology of Religious Studies. New York &Oxford: Oxford Univ.Press. 276 p. Fitzgerald T. 2007. Encompassing Religion, Privatized Religion and the Invention of Modern Politics // Religion and The Secular: Historical and Colonial Formations / Ed. by T. Fitzgerald. London. P. 211-240. Heelas P. 2002. The Spiritual Revolution: From “religion” to “spirituality” // Religion in Modern World / Ed. by Woodhead L., Fletcher P., Kawanami H., Smith D. Leiden: Routledge. P. 357–377. Heelas P., Woodhead L. 2005. The Spiritual Revolution. Why Religion is giving Way to Spirituality. USA, UK, Ausralia: Blackwell Publishing. 204 p. Houtman D., Aupers S. 2007. The Spiritual Turn and the decline of tradition: the spread of post-christian spirituality in fourteen Western countries (1981‑2000) // Journal for the Scientific Study of Religion. № 46(3). P. 305‑320. Lambert Y. 1999. Religion in Modernity as a New Axial Age: Secularization or New Religious Forms // Sociology of Religion. Quarterly journal. Vol. 60, № 3. P. 303–333. Lee L. 2012. Research Note :Talking about a Revolution: Terminology for the New Field of Non-religion Studies // Journal of Contemporary Religion, № 27(1). P. 129‑139. McCutcheon R. 1997. Manufacturing religion: Discourse on Sui Generis Religion and the Politics of Nostalgia. Oxford: Oxford Univ. Press. 249 p. Milbank J. 2013. Policing the Sublime: A Critique of the Sociology of Religion // State, Religion and Church in Russia and Worldwide. №3(31). P. 200‑284. Schilbrack K. 2012. The social construction of “Religion” and Its Limits: A Critical Reading of Timothy Fitzgerald // Method and Theory in the Study of Religion. Brill. № 24. P. 97‑117. Smith J. Z. 1982. Imagining Religion: From Babylon to Jonestown. Chicago: Univ. of Chicago Press.165 p. Smith W. C. 1959. Comparative Religion:Whither and Why? // The History of Religions: Essays on Methodology. Ed. by Eliade M. &J.Kitagava, religion-online, p. 1‑24. Sociology of spirituality / Ed. by Flanagan K. and Jupp P. Un. of Durham, U.K.: Ashgate. 2007. 269 p. Stark R. 1985. Church and Sect // The Sacred in a Secular Age / Ed. by P. Hammond, Berkley: Univ. of Calif. Press. P. 139‑149. Stark R., Bainbridge W. S. 1985. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkeley: Univ. California press. 577 p. Stark R., Bainbridge W. S. 2000. A Theory of Religion. N. Y.: Peter Lang. 386 p. Stark R., Finke R. 2000. Acts of Faith: Explaining the Human side of Religion. Berkeley: Univ. of California Press. 343 p. Strenski I. 2004. Ideological Critique in the Study of Religion // New Approach to the Study of Religion. Berlin. P. 271‑290. Tacey D. 2004. The Spirituality Revolution: The Emergence of Contemporary Spirituality. N. Y.: Brunner-Routledge. 256 p. Tailor Ch. 2007. A secular Age. Harvard: Harvard Univ. Press. 874 p. Turner B. 2012. Religion in Postsecular Society // State, Religion and Church in Russia and Worldwide. №2 (30). P. 20‑51. Woodhead L. 2009. Old, New and Emerging Paradigms in the Sociological Study of Religion // Nordic Journal of Religion and Society. № 22 (2). P. 103‑121. Warner S. R. 1993. Work in Progress toward a New Paradigm for the Sociological Study of Religion in the United States // American Journal of Sociology. Vol. 98, № 5. P. 1044‑1093. World Christian Encyclopedia: A Comparative Survey of Churches and Religions in The Modern World / Ed. by Barett D., Kirian G., Jhonson T., Oxford: Oxford University Press, 2001. 1026 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1