Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе Научная статьяИшкинеева Ф. Ф. к.соц.н., доц., Институт социально-философских наук К(П)ФУ, Казань, Россия, farida1967@mail.ruORCID ID=0000-0002-2372-8198Озерова К. А. к.соц.н. Институт социально-философских наук К(П)ФУ Казань, Россия, karina-usm@yandex.ruORCID ID=0000-0002-3131-2942Кавеева А. Д. Казанский федеральный университет, adele.kaveeva@mail.ruАхметова С. А. к.филос.н. Казанский федеральный университет, giacint7@mail.ruФурсова В. В. к.соц.н., доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, vafursova@yandex.ruИнтернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 1. С. 35-54Скачиваний статьи: 316Рубрика: Тема номера: Социология образования: состояние конкретных социальных группСсылка для цитирования: Ишкинеева Ф. Ф., Озерова К. А., Кавеева А. Д., Ахметова С. А., Фурсова В. В. Интернациональный характер современного образования: адаптация иностранных студентов в российском вузе // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 1. C. 35-54.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.444For citation: Iskineeva F. F., Ozerova K. A., , , The international nature of modern education: foreign students’ adaptation to Russian universities. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 35-54DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.444Текст статьиАннотацияВ условиях глобализации сферы образования существенно расширяются возможности для академической мобильности студентов. В свою очередь, обучение иностранных учащихся является значимым показателем престижности современного вуза. Поэтому высшие учебные заведения реализуют программы по привлечению и адаптации иностранных студентов. При этом адаптация происходит по-разному у различных групп иностранных студентов в силу целого ряда причин, связанных с новой для них социальной, культурной и языковой средой. Статья посвящена анализу моделей и особенностей адаптации различных групп иностранных студентов к образовательной среде российского университета. В фокусе внимания – Казанский федеральный университет (КФУ), одно из крупнейших высших учебных заведений России, около 10% студентов которого – иностранцы. Этот показатель в КФУ несколько превышает средние значения по стране: согласно статистическим данным 2016 г., в федеральных вузах России доля иностранных учащихся в среднем составляет 4,2% [Академическая мобильность… 2016: 8]. В этом контексте можно предположить наличие связи между интенсивностью процесса адаптации иностранных студентов и успешностью их социализации и профессионального становления. В свою очередь, оценка иностранными студентами качества образования и комфортности процесса обучения в значительной мере определяет имидж, престиж и востребованность вуза. На успешность адаптации иностранных учащихся предположительно влияют мотивы поступления в Казанский университет, оценка студентами российского образования в целом и образования в КФУ в частности. Анализируются такие стороны студенческой жизни, как характер отношений иностранных учащихся с российскими студентами, местным населением, а также наличие проблем, связанных с изучением русского языка, организацией быта и досуга. Выделены следующие группы студентов-иностранцев: студенты из стран СНГ, студенты из стран дальнего зарубежья (кроме европейцев), студенты из стран Европы и США, студенты из Китая.Ключевые словаиностранные студенты, адаптация, социализация, студенчество, образовательная среда университета, молодёжьСписок литературыАкадемическая мобильность иностранных студентов в России. Факты образования. Институт образования НИУ ВШЭ. Вып. 7. 13 с. // Институт образования НИУ_ВШЭ. URL: http://ioe.hse.ru/factobr [Дата посещения: 20.12.16]. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. 2014. Иностранные студенты в российских вузах / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Центр социологических исследований. 228 с. Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. 323 с. Вебер М. 1990. Избранные произведения // О некоторых категориях понимающей социологии. М.: Прогресс. 808 с. Дементьева С. В. 2008. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов (в контексте социологического и философского анализа) // Известия ТПУ. № 6. С. 158‑164. Дорожкин Ю. Н., Мазина Л. Т. 2007. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. № 3. С. 73‑77. Дюркгейм Э. 1998. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / Перевод А. Б. Гофмана. М.: Канон+. 432 с. Ишкинеева Ф. Ф., Ахметова С. А., Минзарипов Р. Г. 2014. Социальное самочувствие молодёжи на пороге профессионального самоопределения в обществе риска // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. № 6. С. 220‑231. Казанский федеральный университет. Обучение иностранных граждан в Казанском (Приволжском) федеральном университете. 2016 // Казанский Федеральный Университет. URL: http://kpfu.ru/institutes/institut-upravleniya-ekonomiki-i-finansov/struktura/centr-bakalavriata/dokumenty/obuchenie-inostrannyh-grazhdan [Дата посещения: 1.12.2016]. Корель Л. В. 2005. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск: Наука. 424 с. Крупец Я. Н. 2003. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социологические исследования. № 4. С. 143‑144. Моднов С. И., Ухова Л. В. 2013. Проблемы адаптации иностранных студентов, обучающихся в техническом университете // Ярославский педагогический вестник. № 2. Т. I. С. 111–115. Парсонс Т. 1997. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс. 270 с. Спенсер Г. 1999. Опыты научные, политические и философские / Пер. с англ. под ред. Н. А. Рубакина. Мн.: Современ. литератор. 1408 с. Шюц А. 1988. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. № 2. С. 120–136. Щербакова В. П. 2011. Социальное самочувствие молодёжи ‑ интегральный показатель её адаптации к общественным переменам в России // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. № 3-1. С. 221‑232. Merton R. K. 1982. Social Research and Practicing Professions / Ed. by A. Rosenblatt and T. F. Gieryn. Cambridge, Massachusetts: Abt Books. 344 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1