Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке Научная статьяКолесникова Е. М., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, kolesnikova@mail.ruORCID ID=0000-0003-2174-2524Elibrary SPIN=1956-1312Митрохина Е. В. к.соц.н. Лаборатория социологических исследований в образовании МБОУ ОДПО «Центр развития образования городского округа», poltaradneva@mail.ruВоспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке// Вестник Института социологии. 2017. Том 8. № 1. С. 13-34Скачиваний статьи: 354Рубрика: Тема номера: Социология образования: состояние конкретных социальных группСсылка для цитирования: Колесникова Е. М., Митрохина Е. В. Воспитатели и учителя об условиях труда и организационной поддержке // Вестник Института социологии. 2017. Том 8 № 1. C. 13-34.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.443For citation: Kolesnikova E. M., Kindergarten and school teachers on working conditions and organizational support. Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1. P. 13-34DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2017.20.1.443Текст статьиАннотацияСтатья посвящена анализу оценки воспитателями детских садов и учителями общеобразовательных школ некоторых аспектов условий труда. Нехватка учителей и воспитателей, дисбаланс профессиональных групп с точки зрения возраста и стажа являются серьёзными проблемами российского образования. Условия труда особенно важны для удержания в системе общего образования наиболее мотивированных и эффективных специалистов. Исследование являлось частью проекта по изучению актуального положения, а также перспектив и стратегий повышения социального статуса педагогов в России. Воспитатели в большей мере озабочены вопросом переполненности групп, вместе с тем педагоги выражают единодушное недовольство количеством «бумажной работы». Крайне актуальной для педагогов остаётся проблема эмоционального переутомления. Ощущение сложностей с правовой незащищённостью работника сочетается с оценкой занятости в системе образования как фактора стабильности. Результаты исследования позволяют утверждать, что воспитатели и учителя имеют как сходства, так и различия в оценках условий труда и той поддержки, которая им необходима. Объединяет педагогов недовольство их зарплатой, загруженностью работой и эмоциональной нагрузкой, а давление гендерных стереотипов в профессиональной культуре воспитателей делает их более уязвимыми на рынке труда. Из всех видов возможной поддержки педагоги максимально предпочли денежное вознаграждение. Включение дошкольного в систему общего образования может быть потенциальной возможностью как повышения, так и снижения статусных показателей группы. Общие изменения на рынке труда в постсоветский период, связанные с появлением безработицы и неформальной занятости, стимулируют снижение ожиданий и требований работников к условиям труда, их перевешивает стабильность занятости. Это ведёт к изменению структуры и культуры профессиональной группы, формированию новых принципов привлекательности секторов с относительно невысоким доходом. Но сегодняшние воспитатели в гораздо большей мере, чем учителя, переживают сложности с формированием и воспроизводством профессиональной группы.Ключевые словасоциология профессий, социология образования, воспитатель, дошкольное образование, учитель, школаСписок литературыВзгляд на образование 2016: Показатели ОЭСР Российская Федерация 15 сентября 2016 // Официальный сайт ОЭСР РФ. URL: http://oecdru.org/obraz.html [Дата посещения: 10.12.2016]. Глушкова Н. И. 2003. Деструктивное воздействие эндогенных и экзогенных факторов на становление профессионализма учителя общеобразовательной школы. М.: Илекса. 224 с. Индикаторы образования. 2010. Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ. 492 с. Индикаторы экономики образования. 13 волна. 2015 год // Официальный сайт ВШЭ. URL: https://memo.hse.ru/ind [Дата посещения: 10.12.2016]. Образование в Российской Федерации. 2014. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ. 464 с. Профессиональная деформация личности. Учебное пособие / Составители А. В. Коваленко, Л. А. Шиканов. Томск: Изд-во ТПУ, 2009. 90 с. Профессия «учитель»: вчера и сегодня. Пресс-выпуск № 3185 // Официальный сайт ВЦИОМ. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115829 [Дата посещения: 10.12.2016]. Технология включения женщин в сферу бизнеса: Российский и канадский опыт: Учеб.-метод. пособие. Иваново: Центр социальной поддержки женщин и семьи, 2000. 96 с. Ярошенко С. 2001. Гендерные различия стратегий занятости работающих бедных в России // Рубеж. № 16/17. С. 31‑32. Berry B. 2007. Recruiting and retaining quality teachers for high-needs schools: Insights from NBCT summits and other policy initiatives. Washington, DC: National Education Association. ERIC. URL: http://eric.ed.gov/?ft=on&q=teaching+strategies&ff1=autBerry%2C+Barnett&id=ED519714 [Дата посещения: 10.12.2016]. Bidwell C. E. 1965. The School as a Formal Organization / James G. March (ed.) Handbook of Organization. Chicago. P. 972‑1022. Borg M. G., Riding R. J., Falzon J. M. 1991. Stress in teaching: A study of occupational stress and its determinants, job satisfaction and career commitment among primary schoolteachers // Educational Psychology. 11 (1). P. 59‑75. DOI: 10.1080/0144341910110104 Darling-Hammond L. 1997. Doing what matters most: Investing in quality teaching. New York: National Commission on Teaching & America's Future // NCTAF. URL: http://nctaf.org/wp-content/uploads/DoingWhatMattersMost.pdf [Дата посещения: 10.12.2016]. Eisenberger R., Huntington R., Hutchison S., Sowa D. 1986. Perceived organizational support // Journal of Applied Psychology. № 71. P. 500‑507. DOI: 10.1037/0021-9010.71.3.500. Firestone W., Rosenblum S. 1988. Building commitment in urban high schools // Educational Evaluation & Policy Analysis. № 10. P. 285‑299. DOI:10.3102/01623737010004285 Galton M., McBeath J. 2008. Teachers under pressure. London: Sage. 128 p. Geer B. 1966. Occupational Commitment and the Teaching Profession // School Review. № 74. P. 31‑47. Guarino C., Santibanez L., Daley G. 2006. Teacher recruitment and retention: A review of the recent empirical literature // Review of Educational Research. № 76(2). P. 173‑208. doi:10.3102/00346543076002173 Hargreaves L., Cunningham M., Everton T., Hansen A., Hopper B., McIntyre D., Maddock M., Mukherjee J. Pell, Rouse M., Turner P., Wilson L. 2006. The status of teachers and the teaching profession: views from inside and outside the profession: interim findings from the teacher status project. Research Report 755. L.: DfES. 6 p. Hargreaves L., Cunningham M., Hansen A., McIntyre D., Oliver C., Pell T. The Status of Teachers and the Teaching Profession in England: Views from Inside and Outside the Profession. Final Report of the Teacher Status Project. The Chancellor, Masters and Scholars of the University of Cambridge, 2007 // The Faculty of Education. URL: http://www.educ.cam.ac.uk/research/pastprojects/teacherstatus/ [Дата посещения: 10.12.2016]. Ingersoll R. 1999. The problem of underqualified teachers in American secondary schools // Educational Researcher. № 28(2). P. 26‑37. Ingersoll R. 2001. Teacher turnover and teacher shortages: An organizational analysis // American Education Research Journal. № 38. P. 499–534. DOI:10.3102/00028312038003499 Ingersoll R. M., Smith T. M. 2003. The Wrong Solution to the Teacher Shortage // Educational Leadership. № 60. P. 30‑33. Johnson S. M., Berg J. H., Donaldson M. L. 2005. Who stays in teaching and why: A review of the literature on teacher retention. Cambridge, MA: Harvard Graduate School of Education. The Project on the Next Generation of Teachers // NRTA. Educator Support Network. URL: https://assets.aarp.org/www.aarp.org_/articles/NRTA/Harvard_report.pdf [Дата посещения: 10.12.2016]. Lortie D. 1975. Schoolteacher: A Sociological Study. Chicago: University of Chicago Press. 284 p. Ma X., MacMillan R. B. 1999. Influences of workplace conditions on teachers’ job satisfaction // The Journal of Educational Research. № 93(1). P. 39‑53. DOI:10.1080/00220679909597627 Macdonald D. 1999. Teacher attrition: A review of literature // Teaching and Teacher Education. № 15 (8). P. 835‑848. DOI:10.1016/S0742-051X(99)00031-1 Riehl C., Sipple J. W. 1996. Making the most of time and talent: Secondary school organizational climates, teaching task environments, and teacher commitment // American Educational Research Journal. № 33 (4). P. 873‑901. DOI:10.3102/00028312033004873 Rosenholtz S. J., Simpson C. 1990. Workplace conditions and the rise and fall of teachers' commitment // Sociology of education. V. 63. № 4. P. 241‑257. DOI: 10.2307/2112873 Ruhland S. K., Bremer C. D. 2002. Professional Development Needs of Novice Career and Technical Education Teachers // Journal of Career and Technical Education. № 19 (1). P. 18‑31. Stoel C. F., Thant T. S. 2002. Teachers professional lives – a view from nine industrialized countries. Washington, DC: Milken Family Foundation. 32 p. Thompson D. P., McNamara J. F., Hoyle J. R. 1997. Job satisfaction in educational organizations: A synthesis of research findings // Educational Administration Quarterly. № 33. P. 7‑37. DOI:10.1177/0013161X97033001002 VITAE Report (DfES Research Report 743). Day C., Stobart G., Sammons P., Kington A., Gu Q., Smees R., Mujtaba T. Variations in teachers work, life and effectiveness. London: Department for Education and Skills. 2006. // GOV.UK. URL: https://www.education.gov.uk/publications/eOrderingDownload/RB743.pdf [Дата посещения: 10.12.2016] Ware H., Kitsantas A. 2007. Teacher and collective efficacy beliefs as predictors of professional commitment // The Journal of Educational Research. № 100 (5). P. 308‑321. URL: http://dx.doi.org/10.3200/JOER.100.5.303-310 [Дата посещения: 10.12.2016]. Warin J., Maddock M., Pell A., Hargreaves L. 2006. Resolving identity dissonance through reflective and reflexive practice in teaching // Reflective Practice. Vol. 7. № 2. URL: http://dx.doi.org/10.1080/14623940600688670 [Дата посещения: 10.12.2016]. Westwood L. J. 1967. The Role of the Teacher // Educational research. № 10. November. P. 21‑37.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2017. Vol. 8. No. 1