Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношении к национальным культурам Редакторская заметкаЗдравомыслов А. Г.Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношении к национальным культурам// Вестник Института социологии. 2010. Том 1. № 1. С. 179-202Скачиваний статьи: 1569Рубрика: Социология: проблемы развитияСсылка для цитирования: Здравомыслов А. Г. Сравнительный анализ национальных социологических школ в их отношении к национальным культурам // Вестник Института социологии. 2010. Том 1 № 1. C. 179-202.For citation: Comparative analysis of national sociological schools in their relation to national cultures. Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1. P. 179-202Текст статьи.АннотацияВ статье анализируются особенности становления национальных научных социологических школ во Франции, США, Англии и Германии и их опыт соотносится с особенностями России. Главный вопрос, который ставит автор – возможно ли формирование национальной теоретической традиции в российской социологии? Путь к профессиональной социологии оказался в России гораздо более сложным, чем в других европейских странах и США, прежде всего потому, что российская культурная традиция была ориентирована не на прагматизм и эмпиризм, а на более абстрактные идеи, например, на идею справедливости, на преодоление социального неравенства. В ней гораздо прочнее укоренены конструкции, стимулирующие надежды на желаемое, но недостижимое. Наконец, российская культура, даже в ее светских проявлениях, ориентирует на чувственное восприятие мира и на переходы от одной крайней интерпретации к другой (инверсия, по А. Ахиезеру). В конце 1980-х – начале 1990‑х гг. была осуществлена такая инверсия, равная идеологическому перевороту. В российской культурной традиции нет и того жёсткого запрета на насилие, которое связано с идеей личной свободы и личного достоинства – идеями, которые стали получать распространение лишь немногим более ста лет тому назад и именно через русскую литературу, а не через правовое сознание. Рассматривая процесс становления социологии как самостоятельной профессии, автор выделяет шесть этапов её развития. Нынешняя ситуация характеризуется не только полипарадигмальностью, но и существованием анклавов французской, немецкой, американской, английской социологий в пространстве российской общественной мысли. Автор утверждает, что существовать российская теоретическая социология может, и она на самом деле существует, но она существует не как самоизолирующийся способ рассмотрения социальных проблем, а как движение мысли в рамках современного социологического дискурса, выходящего за пределы отдельной страны, которая в силу вызовов современной жизни сама прекращает изолированное состояние. В заключение делается вывод, что наиболее конструктивным для оценки современной российской социологии является «поколенческий подход».Ключевые словатеоретическая социология, национальные социологические школы, поколения, научная традиция.Список литературы1. Константиновский Д. Л., Овчинников А. А., Покровский Н. Е. Программы Национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России // Социологический журнал. 2004. № 3–4. 2. История теоретической социологии / Под ред. Ю. Н. Давыдова. В 4-х томах. М.: Изд-во «Канон+», 2002. 3. Smelser N. The rational and the ambivalent in the social sciences: 1997-presidential address // American Sociological Review. V. 63, № 1 (Feb. 1998). 4. Merton R. K. Social Theory and Social Structure // The Free Press, Glencoe, Ill. 1957. P. 552–561. 5. Ионин Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004. 6. Ионин Л. Г. Парадоксальный сон. М.: Университетская книга, 2005. 7. Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. 8. Halsey A. H. A history of sociology in Britain: Science, Literature and Society. Oxford Un. Press. 2004. 9. Социологический журнал. 2004. № 3–4. С. 218. 10. Девятко И. Ф. Критика старых и поиск новых моделей объяснения в посткризисной социологической теории // История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000. Т. 4. С. 423–435. 11. Филиппов А. Ф. Категория «современности» в зеркале социологической классики // История теоретической социологии. СПб.: РХГИ, 2000. С. 593. 12. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. М.: Мартис, 1998. 13. Здравомыслов А. Г. Предисловие // Д. Льюис. Марксистская критика социологических концепций Макса Вебера. М.: Прогресс, 1981. 14. Рациональность и власть. Вопросы социологии. Тематический выпуск. М.: Socio-Logos, 1996. 15. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. – СПб.: Университетская книга, 1999. 16. Die Unfaehigkeit zu Trauern. Grundlagen kollektiven Verhaltens. Munchen, 1967, 1977, 1991. 17. Герцен А. И. Былое и Думы. М.: Иностранная литература, 1982. 18. Берлин И. Герцен и Бакунин о свободе личности // Берлин И. История свободы. М.: НЛО, 2001. 19. Бухарин Н. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. М.: Вече, 2008. 20. История Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). М.: Логос, 2004. 21. Fischer G. (ed.) Science and sociology in Soviet society. Preface and part 1. NY: Atherton Press, 1967. 22. Weinberg E. A. Sociology in the Soviet Union and beyond. Social Enquiry and Social Change. Burlington: Ashgate, 2004.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2010. Vol. 1. No. 1