Выпускники сельской школы: образовательные стратегии

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Выпускники сельской школы: образовательные стратегии

Научная статья

Чередниченко Г. А., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, galcher2211@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-8005-9146
Elibrary SPIN=5019-5910
Выпускники сельской школы: образовательные стратегии
// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 4. С. 28-52


Скачиваний статьи: 157
Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Чередниченко Г. А. Выпускники сельской школы: образовательные стратегии // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 4. C. 28-52.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.428

For citation:
Cherednichenko G. A. Village School Graduates: Educational Strategies. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4. P. 28-52
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.428

Аннотация

На данных государственной статистики и материалах социологических исследований рассматриваются образовательные стратегии сельской молодёжи. Анализ ведётся в сравнительном плане – процессы и явления, характеризующие сельскую молодёжь, сопоставляются с таковыми городской молодёжи. Статистические данные анализируются в динамике 1990–2010-х годов. Показано, что образовательные стратегии сельской молодёжи в сравнении с их городскими сверстниками складываются во многом под влиянием общих факторов изменения условий жизни, развития системы школьного и профессионального образования, перемен демографической ситуации (смены многочисленных поколений молодёжи второй половины 1990–первой половины 2000-х гг. на малочисленные поколения, начиная с середины 2000-х гг.). После окончания основной школы большая часть сельской молодёжи выбирают «неакадемическую» траекторию: переходят на учёбу в систему СПО, в то время как городские юноши и девушки в своём большинстве продолжают обучение в дневной средней школе. Получающие сегодня полное среднее образование на селе оказываются гораздо более социально селекционированными относительно социального состава сельского населения, чем их сверстники из средних школ городов в сравнении с городским населением. Эта сельская молодёжь оказывается гораздо более, чем прежде, консолидированной в своём стремлении к продолжению образования в высшей школе. В результате к первой половине 2010-х гг. сложилась ситуация, когда большинство сельских выпускников средней школы поступали в вузы, то есть их образовательные ориентации и реальный выбор оказались во многом схожими с устремлениями молодёжи городов. Показано воздействие демографической ситуации (в разные хронологические периоды) на опции молодёжи на этапах выбора образовательного пути, а также указано влияние на них такого важного фактора, как наличная локальная структура и сеть учебных заведений разных уровней общего и профессионального образования.

Ключевые слова

сельская и городская молодёжь, образовательные стратегии, выпускники основной школы, выпускники полной средней школы, среднее профессиональное и высшее образование

Список литературы

Арсентьева Н. М., Харченко И. И. 2015. Современные вызовы системе профессионального образования и проблемы формирования кадровой базы экономики сибирских регионов // Сборник итоговых докладов XVI Апрельской международ- ной конференции НИУ ВШЭ. Том 4. URL.: https://conf.hse. ru/2015/sbornik [Дата посещения: 28.08.2016].

Бессуднов А. Р., Малик В. М. 2016. Социально- экономическое и гендерное неравенство при выборе образо- вательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. № 1. С. 135–167.

Демографический ежегодник России 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат, 2001. 404 с.

Демографический ежегодник России 2015. Стат. сб. М.: Росстат, 2015. 263 с.

Ключарев Г. А. 2013. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально- экономические индикаторы // Вестник Института социологии. № 6. С. 234–251. URL: http://www.vestnik.isras.ru/article/229 [Дата посещения: 23.08.2016].

Константиновский Д. Л. 1999. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС. 344 с.

Образование в Российской Федерации: 2007. Стат. еже- годник. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 484 с.

Образование в Российской Федерации: 2010. Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 492 с.

Образование в Российской Федерации: 2012. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.

Образование в Российской Федерации: 2014. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.

Первичные данные, официально предоставленные в 2008–2011 гг. Отделу социологии образования ИС РАН Федеральным агентством по статистике РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (с изменениями на 1 февраля 2005 года)» // Консорциум «Кодекс». URL: http:// docs.cntd.ru/document/901807007 [Дата посещения: 22.10.2016].

Hyman H. H. 1966. The Value Systems of Different Classes // Class, Status, and Power. Social stratification in comparative perspective, 2e ed. London: Routledge and Kegan Paul. P. 488–499.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 4