Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности Научная статьяКозырева П. М., д.соц.н. первый заместитель директора, Институт социологии ФНИСЦ РАН, pkozyreva@isras.ruORCID ID=0000-0002-3034-8521Elibrary SPIN=7548-7264Смирнов А. И., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, smir_al@bk.ruORCID ID=0000-0001-7078-6203Elibrary SPIN=2137-2735Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 2. С. 66-90Скачиваний статьи: 295Рубрика: Социальные слои и группы: потенциал инновационной активностиСсылка для цитирования: Козырева П. М., Смирнов А. И. Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 2. C. 66-90.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.398For citation: Kozyreva P. M., Smirnov A. I. The preconditions and problems of partaking in innovational activities. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 66-90DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.398 Текст статьиАннотацияВ статье рассматриваются вопросы, раскрывающие предпосылки, особенности и трудности участия в инновационной деятельности наиболее подготовленной в профессиональном плане части экономически активного населения России. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». Установлено, что стремление к активной инновационной деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть квалифицированных специалистов, тогда как большинство соглашается с ролью пассивных исполнителей. Выявлена зависимость готовности квалифицированных работников к участию в инновационной деятельности от различных факторов, в том числе от характера профессиональной деятельности и от того, как используются знания и опыт работников, насколько уровень полученного ими образования соответствует требованиям, которые предъявляет нынешняя работа. Показана взаимосвязь предпринимательской и инновационной активности, раскрываются различия по уровню развитости профессионально значимых качеств в зависимости от наличия интереса к участию в инновационной деятельности. Обращается внимание на то, что значительное большинство работников с высшим и средним профессиональным образованием имеют опыт освоения новой специальности, в разное время осваивали новые методы работы и новое оборудование. Многие разрабатывали и продвигали на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением выпускаемой продукции или технологических процессов. Но при этом очень часто инновационная активность была обусловлена характером профессиональной деятельности и необходимостью выполнения непосредственных обязанностей. Вместе с тем сегодня очень важно добиться сбалансированного развития всего кадрового потенциала, обеспечить активное и инициативное участие в инновационной деятельности широкого круга работников, наиболее полное использование творческого потенциала занятого населения.Ключевые словаинновация, инновационная деятельность, квалификация, модернизация, профессионализм, социальная адаптация,человеческий капиталСписок литературыГуцаленко Л. А. 2013. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении // Новые идеи в социологии: монография / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-Дана. С. 117–133. Зайцева А. С., Шувалова О. Р. 2011. Новые акценты в развитии инновационной деятельности: инновации, инициируемые пользователями // Форсайт. Т. 5. № 2. С. 16–32. Карамышев А. 2015. Обновление системы // Коммерсант Власть. № 44. С. 16–19. Модернизация и политика в XXI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 336 с. Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / Под рук. акад. Н. Я. Петракова / Российский государственный научный фонд; Российская академия наук. М., СПб.: Нестор-История, 2011. 448 с. Наёмный работник в современной России / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Новый хронограф, 2015. 368 с. Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с. Осипов Г. В., Климовицкий С. В. 2014. Индикаторы науки и технологии: история, методология, стандарты измерения / Научный совет по программе фундаментальных исследований президиума Российской Академии наук «Экономика и социология науки и образования». М.: ЦСП и М. 180 с. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: ИД ВШЭ, 2011. 574 с. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2012 года. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf (Дата посещения: 14.11.2015). OECD. The Measurement of Scientific and Technological Activities. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (Oslo Manual). Third Edition. Paris, 2005. 162 p.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2