Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности

Научная статья

Козырева П. М., д.соц.н. первый заместитель директора, Институт социологии ФНИСЦ РАН, pkozyreva@isras.ru
ORCID ID=0000-0002-3034-8521
Elibrary SPIN=7548-7264
Смирнов А. И., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, smir_al@bk.ru
ORCID ID=0000-0001-7078-6203
Elibrary SPIN=2137-2735
Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности
// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 2. С. 66-90


Скачиваний статьи: 295
Рубрика: Социальные слои и группы: потенциал инновационной активности

Ссылка для цитирования:
Козырева П. М., Смирнов А. И. Предпосылки и проблемы участия в инновационной деятельности // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 2. C. 66-90.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.398

For citation:
Kozyreva P. M., Smirnov A. I. The preconditions and problems of partaking in innovational activities. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2. P. 66-90
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.17.2.398

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, раскрывающие предпосылки, особенности и трудности участия в инновационной деятельности наиболее подготовленной в профессиональном плане части экономически активного населения России. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)». Установлено, что стремление к активной инновационной деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть квалифицированных специалистов, тогда как большинство соглашается с ролью пассивных исполнителей. Выявлена зависимость готовности квалифицированных работников к участию в инновационной деятельности от различных факторов, в том числе от характера профессиональной деятельности и от того, как используются знания и опыт работников, насколько уровень полученного ими образования соответствует требованиям, которые предъявляет нынешняя работа. Показана взаимосвязь предпринимательской и инновационной активности, раскрываются различия по уровню развитости профессионально значимых качеств в зависимости от наличия интереса к участию в инновационной деятельности. Обращается внимание на то, что значительное большинство работников с высшим и средним профессиональным образованием имеют опыт освоения новой специальности, в разное время осваивали новые методы работы и новое оборудование. Многие разрабатывали и продвигали на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением выпускаемой продукции или технологических процессов. Но при этом очень часто инновационная активность была обусловлена характером профессиональной деятельности и необходимостью выполнения непосредственных обязанностей. Вместе с тем сегодня очень важно добиться сбалансированного развития всего кадрового потенциала, обеспечить активное и инициативное участие в инновационной деятельности широкого круга работников, наиболее полное использование творческого потенциала занятого населения.

Ключевые слова

инновация, инновационная деятельность, квалификация, модернизация, профессионализм, социальная адаптация,человеческий капитал

Список литературы

Гуцаленко Л. А. 2013. Социальные инновации и квазиинновации в человеческом измерении // Новые идеи в социологии: монография / Отв. ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-Дана. С. 117–133.

Зайцева А. С., Шувалова О. Р. 2011. Новые акценты в развитии инновационной деятельности: инновации, инициируемые пользователями // Форсайт. Т. 5. № 2. С. 16–32.

Карамышев А. 2015. Обновление системы // Коммерсант Власть. № 44. С. 16–19.

Модернизация и политика в XXI веке / Отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 336 с.

Модернизация России: социально-гуманитарные измерения / Под рук. акад. Н. Я. Петракова / Российский государственный научный фонд; Российская академия наук. М., СПб.: Нестор-История, 2011. 448 с.

Наёмный работник в современной России / Отв. ред. З. Т. Голенкова. М.: Новый хронограф, 2015. 368 с.

Образование в Российской Федерации: 2014. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.

Осипов Г. В., Климовицкий С. В. 2014. Индикаторы науки и технологии: история, методология, стандарты измерения / Научный совет по программе фундаментальных исследований президиума Российской Академии наук «Экономика и социология науки и образования». М.: ЦСП и М. 180 с.

Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капелюшникова. М.: ИД ВШЭ, 2011. 574 с.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2012 года. URL: http://innovation.gov.ru/sites/default/files/documents/2014/5636/1238.pdf (Дата посещения: 14.11.2015).

OECD. The Measurement of Scientific and Technological Activities. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data (Oslo Manual). Third Edition. Paris, 2005. 162 p.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 2