Опыт модернизации образовательной технологии на основе инновационной практики научно-исследовательской деятельности

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Опыт модернизации образовательной технологии на основе инновационной практики научно-исследовательской деятельности

Научная статья

Тихонов А. В.
Мерзляков А. А., к.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, andrey243@rambler.ru
ORCID ID=0000-0001-8846-1423
Elibrary SPIN=9056-7566
Богданов В. С., к.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, valarf@mail.ru
ORCID ID=0000-0003-0176-1007
Elibrary SPIN=7496-3237
Опыт модернизации образовательной технологии на основе инновационной практики научно-исследовательской деятельности
// Вестник Института социологии. 2016. Том 7. № 1. С. 110-122


Скачиваний статьи: 209
Рубрика: Научная саморефлексия

Ссылка для цитирования:
Тихонов А. В., Мерзляков А. А., Богданов В. С. Опыт модернизации образовательной технологии на основе инновационной практики научно-исследовательской деятельности // Вестник Института социологии. 2016. Том 7 № 1. C. 110-122.


For citation:
Tikhonov A. V., Merzlykov A. A., Bogdanov V. S. Experience in Modernizing Educational Technologies Based on the Innovative Practices of Scientific Research Activities. Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 1. P. 110-122

Аннотация

Использование информационных технологий в образовании – это не просто технологический процесс, как принято считать сегодня, а новый социальноадаптационный подход, основанный на знаниях «здесь и сейчас», в действии, напрямую и латентно влияющий на все сферы общественного взаимодействия и жизнь общества в целом. Никто не даёт гарантии, что общество, ориентированное на новые технологии, будет более комфортным для подрастающих поколений, чем построенное на мнениях и вере. Быстро развивающиеся когнитивные науки уже разрабатывают проекты переделки человеческой телесности и психики, раскручивают идеи пост-человека и трансгуманизма. Интенсивное внедрение информационных технологий нередко рассматривают как новый, более высокий и эффективный уровень управления познавательным процессом со стороны всех категорий обучающих. Это возможно было бы и так, если бы в основе как психической, так и социальной жизни человека лежали только когнитивные процессы, а образовательные учреждения были единственными авторитетными трансляторами истинного знания о природе, обществе и человеке. На самом деле образовательный процесс погружён в систему сложных социальных отношений, среди которых отношения обучающих и обучающихся не являются доминирующими. Внедрение информационных технологий не даёт преимуществ ни той, ни другой стороне, а только усложняет их взаимодействие. Доступность разнообразных источников информации требует дополнительных волевых усилий и мотивации для непрерывного самообразования, целью которого становится собственная оценка подрастающим поколением достоверности знаний и их практической применимости. В этом отношении опыт интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов может представить особый интерес. В настоящей статье как раз речь идёт об опыте соединения традиционных дидактических форм профессионального образования с практикой научно-исследовательской деятельности Центра социологии управления и социальных технологий ИС РАН. Результат был представлен слушателям Школы молодого учёного (ШМУ)1 в рамках проекта РНФ2. В качестве примера приводился фрагмент эксперимента включения студентов академического вуза (Государственного академического университета гуманитарных наук – ГАУГН) в научно-исследовательский процесс сбора, анализа и агрегации диагностической информации в режиме онлайн с применением интерактивных сервисов и специализированного программного продукта. Значение этой работы выходит за рамки выполнения стандартной учебной программы. Результаты реализации данной работы позволили распространить внутринаучный дискурс в отношении проблем методологии и методов социологических исследований на область проблем социологии управления, что способствует не только дальнейшей теоретизации этой дисциплины, но и ставит вопрос о модернизации института образования как проблемы социального управления.

Ключевые слова

информационное общество, когнитивные науки, НБИК-технологии, научно-исследовательские и образовательные практики, контуры интеграции, дистанционные онлайн исследования, социоинформационные технологии


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2016. Vol. 7. No. 1