Особенности способов телепотребления среди молодёжи Научная статьяИвченкова М. С., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, m.ivchenkova@gmail.comORCID ID=0000-0002-9297-814XElibrary SPIN=1289-5358Особенности способов телепотребления среди молодёжи// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 4. С. 93-107Скачиваний статьи: 2091Рубрика: Социология средств массовой информацииСсылка для цитирования: Ивченкова М. С. Особенности способов телепотребления среди молодёжи // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 4. C. 93-107.For citation: Ivchenkova M. S. Specific Features of Television Content Consumption Among the Youth. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4. P. 93-107Текст статьиАннотацияВ статье представлены результаты социологического исследования телепотребления среди молодёжи города Саратова. СМИ традиционно считаются четвёртой ветвью власти. Составные компоненты механизма воздействия СМИ на общественное мнение включают целенаправленность и характер отбора информации, степень её соответствия реальным фактам, способы её препарирования, интерпретации, распространения, символические ряды визуальных образов, кодов. Однако аудитория также является относительно самостоятельным социальным субъектом, обладает своими специфическими характеристиками и механизмом восприятия информации. Особенно ярко это проявляется на примере молодёжной телеаудитории, поэтому в 2014 году в Саратове было проведено социологическое исследование молодёжи. Данные исследования позволили описать молодёжную телеаудиторию, выявить особенности телепросмотра у городской молодёжи, оценить роль и место телевизионных СМИ как социетального института. Постоянный телепросмотр занимает значимое место среди способов проведения свободного времени у саратовской молодёжи, хотя её телесмотрение имеет преимущественно нецеленаправленный характер. Для большинства саратовской молодёжной телеаудитории телевидение является основным способом развлечения, а также просвещения и получения информации. Однако достаточно значимой, по мнению саратовцев, оказывается роль СМИ как социального института и агента социализации. При выявлении факторов влияния на мнение о значимости функций телевидения как социального института для саратовской молодёжной аудитории были выявлены несколько групп факторов: возраст, количество телепросмотров, среднее время, проводимое у телеэкранов. Полученные результаты иллюстрируют убывание значимости рекреативной функции с уменьшением количества телепросмотров в неделю. Развлекательная функция представляет большую значимость для тех, кто чаще смотрит телевизор, и практически теряет свою значимость у групп, которые практически не смотрят телевизор. Данные типологии телеаудитории носят относительный характер, однако их важно учитывать в ходе анализа функционирования телевидения и при уточнении социальных механизмов взаимодействия СМИ и общества.Ключевые слователепотребление, телепросмотр, молодёжь, телевизионные СМИ, социальные функции телевиденияСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 4