Еда как контркультура или движение антикапитализма Научная статьяКарпова Д. Н. Московский Государственный университет международных отношений МИД РФ, d.n.karpova@yandex.ruЕда как контркультура или движение антикапитализма// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 3. С. 65-73Скачиваний статьи: 325Рубрика: Тема номера: Социология едыСсылка для цитирования: Карпова Д. Н. Еда как контркультура или движение антикапитализма // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 3. C. 65-73.For citation: Food as a counterculture or movement of anti-capitalism. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 3. P. 65-73Текст статьиАннотацияВ статье рассматривается проблематика еды как маркера современного капиталистического общества, которому свойственны принципы сверхпотребления, быстрого питания, стандартизации и предсказуемости. Автор анализирует концепцию макдональдизированного общества американского социолога Дж. Ритцера с позиции дегуманизации процесса принятия пищи как социального взаимодействия и коммуникации людей. Отмечено, что в ответ на глобальные тренды макдональдизированного общества образуются многочисленные протестные движения. Первое, итальянское движение Slow Food (медленная еда) как течение против глобальной трансмиссии принципов ресторана «Макдональдс». Второе, фриганизм (поиск продуктов питания и вещей на помойках) как антикапиталистическое протестное движение с целью привлечь внимание к острой глобальной проблеме голода, нищеты и чрезмерного производства продуктов питания. Автор предлагает социологическую интерпретацию описанным протестным движениям и рассуждает об их философии в США и странах Европы. Однако принципы, идеи и философия фриганизма нашли отклик и в России. В тексте анализируется содержание сетевых записей фриганов – пользователей российской социальной сети Вконтакте, в ходе чего были выявлены две явные категории граждан по отношению к поиску вещей в помойках. По данному анализу можно судить об определённом уровне уверенности в своём убеждении и социально‑гражданской активности членов контркультурного движения фриганов. Первая категория – молодые люди в возрасте от 25 до 36 лет, которые не видят ничего постыдного в движении фриганизма. Вторая категория – молодые люди этой же возрастной категории, которые стесняются показываться на глаза общественности во время поиска вещей в мусорных баках и предпочитают оставаться невидимыми.Ключевые слова еда, контркультура, фриганизм, мусорный дайвинг, медленная едаСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 3