Аскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России Научная статьяЗарубина Н. Н. д.филос.н. Московский Государственный университет международных отношений МИД РФ, n-zarubina@yandex.ruАскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 3. С. 30-48Скачиваний статьи: 329Рубрика: Тема номера: Социология едыСсылка для цитирования: Зарубина Н. Н. Аскетические, дисциплинарные и самоограничительные практики как фактор формирования стратегий питания в современной России // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 3. C. 30-48.For citation: Ascetic, Disciplinary and Self-limiting Practices as a Factor of Dietary Strategies in Modern Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 3. P. 30-48Текст статьиАннотацияВ статье рассматриваются аскетические и дисциплинарные практики и принципы самоограничения, применяемые современными россиянами при формировании стратегий питания. Социализация практик питания связана с их рационализацией и регулированием на основе норм и ценностей, имеющих культурную и социальную природу. В качестве таких норм выступают: методика религиозной аскезы, предписывающей пищевые ограничения в качестве предпосылки духовного очищения; дисциплинарные практики, регламентирующие пространство, время, технологию приёма пищи; принципы самоограничения, обусловленные императивами поддержания социально одобряемой телесности. В современной России следование нормам православной аскетики не всегда обусловлено институциональной религиозностью и принадлежностью к Церкви. Оно бывает мотивировано соображениями идентичности, принадлежности к традиции, обыденными представлениями о физиологии питания. Дисциплинарные практики распространились на питание в контексте институтов общества модерна – промышленного предприятия, учебного заведения, медицинского учреждения. В дисциплинарных практиках находит отражение институционализированный контроль общества над индивидом. В современной России, как и в других странах, их подрывает, в частности, распространение фастфуда, позволяющего вывести еду из жёстких пространственно‑временных ограничений. Практики самоограничения в еде распространяются в современном обществе под влиянием представлений об образцах нормативного тела, противопоставляемого естественной телесности и являющегося результатом сознательных усилий. Нормативная телесность становится формой контроля общества над его членами, осуществляемого ими самими на основе самостоятельного выбора в пользу самоограничения, здорового питания и диеты. В нашей стране возникло противоречие между традиционным габитусом питания, ориентированным на насыщение, и императивом самоограничения в целях формирования здорового и стройного тела. Это противоречие усугубляется ослаблением институционального контроля над нормативной телесностью и ценностями потребительского гедонизма. Большинство россиян пока решают это противоречие в пользу традиционных практик питания. Этому способствует медикализация повседневности, представляющая средства для поддержания нормативной телесности без самоограничения в еде.Ключевые словапрактики питания, аскеза, дисциплинарные практики,самоограничение, нормативная телесностьСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 3