Видоизменения коллективности: между востребованностью и распадом Научная статьяЩербакова И. В. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, irasher@yandex.ruВидоизменения коллективности: между востребованностью и распадом// Вестник Института социологии. 2015. Том 6. № 2. С. 98-116Скачиваний статьи: 427Рубрика: Социальная активность в современной РоссииСсылка для цитирования: Щербакова И. В. Видоизменения коллективности: между востребованностью и распадом // Вестник Института социологии. 2015. Том 6 № 2. C. 98-116.For citation: Changes in Teamwork: Between Demand and Breakup. Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 2. P. 98-116Текст статьиАннотацияНа примере отношений в трудовом коллективе предприятия энергетической отрасли (Москва) анализируются изменения основных признаков коллективности на протяжении последних десятилетий. Серия углублённых интервью, проведённых автором, позволила выявить представления сотрудников об этапах развития трудового коллектива, принципах передачи опыта, о структуре взаимоотношений в организации. Реконструируя принципы советской коллективности в сравнении с современной, автор определяет факторы сплочённости и разобщённости об организации. Отмечается первостепенное значение таких ресурсов для сохранения коллектива, как профессионализм, мобильность, личная инициатива. Зафиксированное специфическое свойство коллективности – активная роль коллектива в формировании себя как субъекта социально-экономических отношений. Правила взаимодействия непосред ственных исполнителей работ с их руководством (менеджментом) подверглись наибольшей трансформации по сравнению с другими признаками коллективности, что связывается прежде всего с переходом от централизованного государственного управления энергетической системой страны к частично регулируемому государством рынку и иной организационно-правовой структуре энергетической отрасли. Пилотное исследование позволяет разработать более точный инструмент изучения коллективности на основе полученных данных.Ключевые словатрудовой коллектив, энергетика, инженеры, коллективность, коллективизм, менеджерыСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2015. Vol. 6. No. 2