Особенности сетевого и нишевого подходов в изучении православного прихода в России и за рубежом Научная статьяПодлесная М. А., к.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, yamap@yandex.ruORCID ID=0000-0002-2159-4958Elibrary SPIN=3556-0353Особенности сетевого и нишевого подходов в изучении православного прихода в России и за рубежом// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 4. С. 93-105Скачиваний статьи: 13689Рубрика: К методологии научных исследованийСсылка для цитирования: Подлесная М. А. Особенности сетевого и нишевого подходов в изучении православного прихода в России и за рубежом // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 4. C. 93-105.For citation: Podlesnaia M. A. The Feature of Network and Niche Approaches in Studying of Orthodox Parish in Russia and Abroad. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4. P. 93-105Текст статьиАннотацияВ связи с тем, что Русская Православная Церковь играет всё большую и более заметную роль в жизни российского общества, а приходы Церкви выполняют зачастую роль структур гражданского общества, осуществляя заметное социальное служение, становясь активно действующими социальными субъектами, в социологии всё заметнее проявляется интерес к проблемам приходской и общинной жизни, в связи с чем возникают вопросы о том, какие современные теоретические подходы позволяют решать задачи подобных исследований. В своей работе мы рассматриваем положения двух теоретических подходов – сетевого и теории социальной ниши применительно к изучению православных общин в России и за рубежом. Причём, специализируясь в своих эмпирических исследованиях на изучении православных приходов за рубежом, основной акцент делается на нишевом подходе. Отметим, что теория ниши получила популярность на Западе ещё в середине XX в., но в отечественной социологии практически не использовалась и не переводилась. В статье предпринимается попытка дать некий обзор основных положений этой теории и фундаментальных трудов её разработчиков. В статье даётся определение социальной сети и типов связи внутри неё, упоминаются понятия «чужака», маргинальной личности, введённые и разработанные в социологии Г. Зиммелем, Р. Парком, А. Шюцем, М. Вуд, З. Бауманом. Приводятся основные положения теории социальной ниши: определение ниши, типология её видов; вводится понятие сильноресурсных и слаборесурсных социальных ниш; рассматриваются каналы пополнения ниш, возможности её адаптации и связи с окружающей средой. Предпринимается попытка определить возможности теории социальной ниши в изучении православных общин, даётся список исследовательских задач, которые можно было бы решать с помощью данной теории при изучении православных приходов за рубежом.Ключевые словасоциальная сеть, сила связей, социальная ниша, разноресурсные организации, окружающая среда, чужак, православный мигрант, православный приходСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4