Образование в приграничных районах Научная статьяЛевченко Н. В., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, natalya_levchenk@mail.ruORCID ID=0000-0002-9052-7900Elibrary SPIN=7346-0433Образование в приграничных районах// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 4. С. 34-46Скачиваний статьи: 464Рубрика: Современное российское приграничьеСсылка для цитирования: Левченко Н. В. Образование в приграничных районах // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 4. C. 34-46.For citation: Levchenko N. V. Education in Border Areas. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4. P. 34-46Текст статьиАннотацияВ статье анализируются особенности учебного процесса в образовательных учреждениях российского приграничья. Данные получены в результате проведённого исследования в трёх приграничных регионах РФ методом глубинных интервью с директорами и учителями районных школ, школ и техникумов искусств, учителями дополнительного образования, с представителями районной администрации. Проведён анализ официальных документов и публикаций в СМИ по данной теме. Выявлены проблемы, с которыми на современном этапе сталкиваются учебные заведения в исследуемых регионах. Рассматриваются перспективы выпускников общеобразовательных школ и их ориентированность на дальнейшее обучение в вузах, сcузах и т. п. Делается попытка оценить результаты учебного процесса в приграничных районах. Показаны методы воспитательного процесса во время обучения школьников. Несмотря на введение нового закона об образовании, представлены примеры сохранившихся традиций в обучении. Проанализировано отношение учителей к ЕГЭ и ГИА и влияние этих нововведений на учебный процесс. Представлены особенности ситуации, связанной с образованием на селе. Даны основные характеристики дополнительного образования, реализуемого как на базе общеобразовательных учреждений, так и отдельно от них. В статье показаны виды дополнительного образования и заинтересованность в них как учеников, так и их родителей. Во время исследования был выявлен преподавательский состав приграничных школ, а также показано, что часть выпускников возвращаются на малую родину и в родные учебные заведения уже как преподаватели.Ключевые словашкольные учреждения, дополнительное образование, учебный процесс, преподавательская деятельностьСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 4