Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений

Научная статья

Ефлова М. Ю. к.соц.н., доц., Власть Казанский (Приволжский) федеральный университет, meflova@gmail.com
Ишкинеева Ф. Ф. к.соц.н., доц., Институт социально-философских наук К(П)ФУ, Казань, Россия, farida1967@mail.ru
ORCID ID=0000-0002-2372-8198
Фурсова В. В. к.соц.н., доц., Казанский (Приволжский) федеральный университет, vafursova@yandex.ru
Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений
// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 3. С. 34-44


Скачиваний статьи: 882
Рубрика: Проблемы современной молодёжи

Ссылка для цитирования:
Ефлова М. Ю., Ишкинеева Ф. Ф., Фурсова В. В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодёжи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 3. C. 34-44.


For citation:
, Iskineeva F. F., Students’ Social Well-Being and Values in the Context of Social Changes. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 3. P. 34-44

Аннотация

Молодёжь, в силу своих возрастных, социальных, психологических особенностей в большей степени, чем другие социальные и возрастные группы, восприимчива к переменам, происходящим в обществе. Именно от самоопределения молодёжи, её установок, ценностных ориентаций во многом зависит модернизационный потенциал и перспективы развития общества. Авторы статьи на основе инициативного социологического исследования анализируют социальное самочувствие студентов 1 – 5 курсов Казанского федерального университета, дают краткий обзор основных подходов к проблеме. Выборка составила 679 студентов, отбор респондентов случайный, бесповторный. В ходе исследования был выработан авторский инструментарий. Обработка эмпирических данных реализована в программе SPSS Statistics. Ключевыми задачами исследования являются: определение степени удовлетворённости студентов затронувшими их преобразованиями в различных аспектах вузовской жизни, выявление наиболее существенных (как объективных, так и субъективных) факторов, влияющих на их социальное самочувствие, и обозначение наметившихся возможностей его улучшения. Сфера профессиональной самореализации – одна из важнейших, и от эффективного включения в неё во многом зависит социальное самочувствие молодёжи. Результаты исследования показали неуверенность и нестабильность молодёжи на рынке труда. Наблюдаются серьёзные проблемы при устройстве на работу и в целом в области профессиональной самореализации в соответствии с полученной специальностью. Парадокс в том, что получение высшего образования не гарантирует трудоустройства.  Риски, связанные с трудностями самореализа-ции молодых людей, возникают в результате несоответствия их стремлений обрести желаемый социальный статус и ресурсов, имеющихся у различных социальных институтов. Результаты исследования позволяют выявить тенденции социального самочувствия современной молодёжи, демонстрируют её мнение и стиль мышления, акцентируют внимание на аспектах социальной напряжённости и социального здоровья, побуждают задуматься о судьбах молодёжи и перспективах развития страны.

Ключевые слова

социальное самочувствие, образовательный процесс, социальное настроение, ценностные ориентации, профессиональное самоопределение, социальная активность, профессиональная самореализация


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 3