«Научная школа» в научной политике и социальном исследовании Научная статьяКозлова Л. А., к.филос.н., доц., ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, LarissaKozlova@yandex.ruORCID ID=0000-0002-9011-660XElibrary SPIN=1024-1237«Научная школа» в научной политике и социальном исследовании// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 3. С. 45-65Скачиваний статьи: 572Рубрика: Научные направления и научные сообщества в современной российской социологииСсылка для цитирования: Козлова Л. А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 3. C. 45-65.For citation: Kozlova L. A. The “Scientific School” in Scientific Policy and Social Research. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 3. P. 45-65Текст статьиАннотацияВ статье рассматривается содержание понятия «научная школа» в российских науковедческих и социологических исследованиях, а также его толкование в нормативных документах научной политики. Рассматривается междисци-плинарный методологический подход в российских исследованиях научных школ, возникший в 1960 - е гг. на стыке философии, социологии и психоло-гии, и его значение в современных условиях. Проанализированы толкования и применение данного понятия в научной политике в контексте дополнитель-ного финансирования научных школ с целью поддержания и развития науки. Показана значимость традиционного подхода для изучения истории науки, социолого-психологического исследования феномена научных школ, а также его недостаточность при изучении и идентификации школ в условиях совре-менных российских трансформаций. Акцентируется внимание на специфике и идентификации школ социально-гуманитарного профиля. Сделаны следую-щие выводы. В науковедческом и историко-социологическом исследовании отсутствуют критерии научной школы, учитывающие специфику социально-гуманитарных наук и современные факторы их развития. Это затрудняет иден-тифицирование реальных научных школ. В государственной научной политике не учитываются современные критерии идентификации и финансирования научных школ, что порождает проблему их имитации, самопровозглашения. По данным некоторых исследований, в настоящее время научные школы не являются структурами, дополнительное финансирование которых может слу-жить фактором развития науки, удержания в ней молодёжи.Ключевые слованаучная школа, науковедение, социология науки, государственная научная политика, критерии идентификации научных школ в социально-гуманитарных науках, развитие наукиСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 3