«Социология духовности»: проблемы становления Научная статьяРуткевич Е. Д., к.филос.н., доц., ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, ORCID ID=0000-0002-4082-7198Elibrary SPIN=7171-4968«Социология духовности»: проблемы становления// Вестник Института социологии. 2014. Том 5. № 2. С. 36-65Скачиваний статьи: 642Рубрика: Вопросы теорииСсылка для цитирования: Руткевич Е. Д. «Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. Том 5 № 2. C. 36-65.For citation: Rutkevich E. D. “Sociology of Spirituality”: Problems of Creation. Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 2. P. 36-65Текст статьиАннотацияБыстрое распространение термина «духовность» в западном мире – симптом меняющейся религиозности в контексте социокультурных изменений. При описании религиозного сознания и поведения «религия» и «духовность» часто противопоставляются как объективная «традиционная духовность» и субъективная «пост-современная духовность». И если первая, полагают социологи, теряет свою релевантность и «вероятностную структуру», то вторая, приобретая характер «духовной революции» или «духовного поворота», становится устойчивой тенденцией, характерной для многих стран европейского континента и за его пределами. В процессе изучения различных форм духовности постепенно складывается новая дисциплина – «социология духовности» как междисциплинарный подход в рамках социологии религии. В центре внимания данной статьи – некоторые проблемы этого процесса, в частности, причины появления термина «духовность» на социологическом поле, точки соприкосновения и расхождения терминов «духовность» и «религиозность», возможности становления новой дисциплины. К началу XXI в. понятие «духовность» прочно обосновалось в различных социальных науках вопреки прогнозам и надеждам некоторых учёных. Появление и укоренение «духовности», «постсовременной духовности» в современной жизни означает поворот от «института к индивиду», от традиции, церковности – к человеческой субъективности. Это переход от трансцендентности к имманентности, от авторитета высших сил, Бога, церкви, посредников – к самому человеку. «Вживление» понятия духовности в западную социологию происходит непросто и связано с рядом проблем различного характера: идеологического, терминологического, практического. Для достижения больших результатов в исследованиях духовности в рамках «социологии духовности» или «социологии религии» необходимо изменить установку научного исследователя по отношению духовности, которая в академических кругах долгое время была негативной, следует пересмотреть и секуляризацию, и веру в контексте плюрализма и глобализации. Было бы также весьма плодотворным не противопоставлять, а совмещать преимущества как старой, так и новой парадигм, используя всё многообразие методов и методологических инноваций.Ключевые словарелигиозность, духовность, религиозные изменения, «неопределённая религиозность», духовная революция, постхристианская духовность, духовный поворот, социология духовностиСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2014. Vol. 5. No. 2