Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг Научная статьяКолесникова Е. М., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, kolesnikova@mail.ruORCID ID=0000-0003-2174-2524Elibrary SPIN=1956-1312Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 2. С. 129-152Скачиваний статьи: 526Рубрика: Бюджетная реформа и образованиеСсылка для цитирования: Колесникова Е. М. Педагоги дошкольного образования: специфика профессиональной группы и рынка услуг // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 2. C. 129-152.For citation: Kolesnikova E. M. Pre-school teachers: of the case of a professional groups on a market of services. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2. P. 129-152Текст статьиАннотацияСтатья посвящена выявлению основных показателей положения педагогов дошкольного образования в условиях реформирования, что обусловлено ростом спроса на данную услугу, с одной стороны, и массой нерешённых проблем сектора, определяющих статусные позиции группы, с другой. Понятие «педагоги дошкольного образования» включает не только классических воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов и прочих специалистов, традиционно занятых в детских садах, но и «воспитательные специальности», связанные с домашним пространством (мамы-воспитатели семейных детских садов, няни, гувернёры, репетиторы). Дошкольное образование как институт характеризуется как централизованная система с низким уровнем профессиональной автономии. Результаты исследования позволяют выделить основные точки проблематизации капитала педагогов дошкольного образования. Культурный ресурс занятия очень слабо популяризирован, отсутствуют общественные представления о специфике, границах экспертного знания, критериях оценки профессиональной деятельности. Экономический ресурс группы и стратегии улучшения ситуации в оценках экспертов дифференцируются в зависимости от типа учреждения с ориентацией на государственную поддержку или рыночное регулирование. Маркетизация услуг более характерна для представителей учреждений, рассматривающих родителей как более перспективный источник дохода, что повышает конкурентоспособность группы, но одновременно делает услугу менее массовой и менее доступной. Классические муниципальные детские сады ориентированы на бюджетные источники финансирования, что ставит в прямую зависимость экономический капитал и доходы работников от уровня развития региона. Властный ресурс группы довольно слаб, но различается по степени автономности на разных уровнях. Признание в бюджетном секторе сложностей на всех этапах формирования и актуальной практики профессиональной группы рассматривается как угроза качеству оказания услуги, а соответственно и перспективам улучшения положения группы.Ключевые словасоциология профессий, социология образованияСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2