Российская бюджетная реформа в оценках муниципальных руководителей Научная статьяШмерлина И. А., д.соц.н. ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Shmerlina@yandex.ruORCID ID=0000-0001-9701-1205Elibrary SPIN=7554-3520Российская бюджетная реформа в оценках муниципальных руководителей// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 2. С. 107-128Скачиваний статьи: 511Рубрика: Бюджетная реформа и образованиеСсылка для цитирования: Шмерлина И. А. Российская бюджетная реформа в оценках муниципальных руководителей // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 2. C. 107-128.For citation: Shmerlina I. A. The Russian budgetary reform in municipal authorities's judgements. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2. P. 107-128Текст статьиАннотацияСтатья основана на анализе суждений о бюджетной реформе (реформе финансирования учреждений социальной сферы), высказанных руководителями муниципальных подразделений в ходе экспертного опроса. Рассматриваются концепция и модель реформы, а также возможные последствия её реализации в сегодняшних российских условиях. Административная и бюджетная реформы направлены на достижение целей построения социально эффективного и сервисно ориентированного государства, то есть обеспечения гражданам высоких стандартов образовательных услуг, медицинской и социальной помощи, а также лёгкий и комфортный «интерфейс» взаимодействия власти и физических (юридических) лиц. Бюджетная реформа — это комплекс преобразований в бюджетном секторе российской экономики, регулируемый Федеральным законом Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. В сфере бюджетных услуг интенция предоставить потребителю услуги в максимально комфортном, качественном и доступном виде соединена со стремлением сделать это экономически эффективным образом. Общественная полемика развернулась вокруг вопроса, насколько возможно совмещение экономической и социальной эффективности. В статье рассматривается модель бюджетной реформы, проблемы, риски и последствия Федерального закона № 83. Самый большой риск, вызвавший шквал общественной критики закона, связан с легализацией платных услуг, что может иметь самые неожиданные последствия для дошкольного и школьного образования. Кроме того, есть проблема определения нормативов государственного (муниципального) задания; проблема санкций за невыполненное (некачественно выполненное) государственное или муниципальное задание; риски недобросовестного прочтения закона; риски минимизации объёма бесплатных услуг и перевода всё большего числа востребованных обществом услуг в разряд платных и ряд других. Проанализированы прогнозируемые последствия бюджетной реформы, негативные и позитивные. Эксперты и общественность видят реальную опасность таких явлений, как усиление социального неравенства, ухудшение качества образования и медицинской помощи вследствие переориентации этих сфер на рыночные критерии, девальвация прежних общественных ценностей и др.Ключевые словабюджетная реформа, административная реформа, социально эффективное государство, казённые, бюджетные и автономные государственные / муниципальные учрежденияСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 2