«Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы Научная статьяКлючарев Г. А., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Kliucharev@mail.ruElibrary SPIN=4050-5429«Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 234-251Скачиваний статьи: 756Рубрика: Социология образования: сравнительные исследованияСсылка для цитирования: Ключарев Г. А. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально-экономические индикаторы // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 234-251.For citation: Kliucharev G. A. The Problem of “small-fry”, Education Inequalities And Efficiency Of Universities As Indicators Of Social-Economic Development. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 234-251Текст статьиАннотацияОбосновывается неизбежность неравенства в образовании, рассматриваются пути его смягчения. Рассматривается история развития неравенства в образовании, которое связывают с объективным и неустранимым противоречием, заложенном в самом процессе обучения. Оно выражается в конфликте общественных и индивидуальных интересов, допустимостью вторжения общества посредством образования в частную жизнь граждан. Идея равенства в образовании является одной из основных ценностей демократического общества. Благодаря промышленной и серии политических революций складывается новая социальная структура западного общества, а вслед за этим происходит существенная эволюция и самих институтов образования. Элитарное образование не отвечало интересам развивающегося индустриального общества. Потребность в обученных кадрах росла быстрее, чем её могла удовлетворить элита за счёт своих представителей. Как идеал рассматривается модель эгалитарного образования, при котором все социально-экономические группы имеют равные возможности и условия для учёбы. Но достичь всеобщего равенства, пусть и в одной, конкретно взятой сфере духовной жизни общества, пока нигде не удалось. В любом случае, качественное профессиональное образование всегда остаётся абсолютной ценностью элиты. С его помощью она сохраняет доминирующее положение в обществе. Элитное образование должно оставаться труднодоступным для основных групп населения. В некоторых случаях его определяют как специально созданное для элит или для особо талантливых учащихся (последние могут быть и из нижних слоёв населения). Поэтому основным признаком элитного учебного учреждения является его ориентация исключительно на подготовку учащихся к труду в привилегированных секторах экономики и в иных престижных сферах профессиональной деятельности (наука, культура). Анализируются различные модели высшего профессионального образования, соотношение его качества и доступности. Предложен новый подход к методике рейтингования вузов, основанный на их типологизации по следующим признакам: уставные цели, тип собственности, источники финансирования, степень доступности.Ключевые словапрофессиональное образование, качество образования, доступность образования, образовательные неравенства, рейтингование вузовСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1