«Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra Научная статьяРуткевич Е. Д., к.филос.н., доц., ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, ORCID ID=0000-0002-4082-7198Elibrary SPIN=7171-4968«Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 207-233Скачиваний статьи: 992Рубрика: Вопросы теорииСсылка для цитирования: Руткевич Е. Д. «Новая парадигма» в социологии религии: Pro et Contra // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 207-233.For citation: Rutkevich E. D. «New Paradigm» in The Sociology of religion: Pro and Contra. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 207-233Текст статьиАннотацияВ статье рассматривается «новая парадигма» в социологии религии, возникающая в противовес теориям секуляризации или «старой парадигме». С. Уорнер был первым, кто сформулировал происходящие в социологии религии изменения в терминах сдвига от «старой», берущей начало в европейском контексте теоретической «парадигмы» к «новой парадигме», возникающей в США, поскольку религиозная история США с её огромным многообразием не вписывалась в теорию секуляризации. Теория рационального выбора и религиозной экономики – составные части «новой парадигмы». В основе противостояния «новой» и «старой» парадигм – разный подход к решению вопроса о том, как следует изучать религию, как к ней относиться, какие тенденции являются доминирующими в мире: секуляризация или сакрализация, падение или рост религиозности, что представляет собой «исключение из правила» – религиозная Америка или секулярная Европа и т. д. Прекращается доминирование тренда секуляризации, а в рамках последнего происходит обратное движение, пересматриваются старые, возникают новые, более «мягкие», приближенные к реальности теории нео- и контрсекуляризации, склонные к конвергенции с новой парадигмой, с теорией рационального выбора религии и другими теориями. Старые статичные теории находятся в процессе активной реконструкции. Налицо динамика и оживление всего поля социологии религии, что приветствуется многими, и в этом большой плюс. Хотя и сегодня есть стойкие сторонники «старой парадигмы» и принципиальные критики «новой парадигмы», большинство социологов считают, что европейскую религиозность следует рассматривать в контексте не секуляризации, а сдвига от традиционной к нетрадиционной религиозности. В целом же «европейские социологи, даже постмодернистского направления, согласны с центральными положениями и утверждениями, особенно относительно религиозного «предложения», возникающего в качестве реакции на потребности религиозных «потребителей» и «искателей».Ключевые слова«новая парадигма», рациональный выбор, религиозная экономика, «старая парадигма», религиозная мобилизация, сдвиг парадигм, секуляризация, американская религия, религиозный рынок, возрождение религии, десекуляризацияСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1