Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность Научная статьяШилова Л. С., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Liudmila-shilova@ya.ruElibrary SPIN=7269-6870Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 146-162Скачиваний статьи: 657Рубрика: Здоровье населенияСсылка для цитирования: Шилова Л. С. Модернизация российского здравоохранения: вызовы, ожидания и реальность // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 146-162.For citation: Shilova L. S. Modernization of the Russian health care: challenges, expectations and reality. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 146-162Текст статьиАннотацияВ статье представлен анализ проблем модернизации российского здравоохранения. Выясняются её основные направления, способы взаимодействия с населением, механизмы социокультурных инноваций в исследуемой сфере, а также реакции на это граждан страны. Рассматриваются современные тенденции финансирования здравоохранения, показано, что в структуре социальных расходов России здравоохранение на протяжении многих десятилетий, ещё со времён СССР, имеет тенденцию понижения. Вызовы, предъявляемые системам здравоохранения для всех стран, сегодня одни и те же: обеспечить доступность медицинских услуг для широких слоёв населения и контроль качества медицинских услуг. Доступность последних достигается за счёт предоставления малообеспеченным слоям населения гарантированного объёма бесплатных услуг. Представлен анализ реорганизации здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье». Правительство РФ провозгласило целью модернизации здравоохранения создание модели с приоритетом первичной медицинской помощи с развитыми профилактическими услугами, основные потоки финансирования будут направляться в поликлиники. Исследования последних десятилетий продолжают констатировать низкий статус поликлиник в оценках населения, неудовлетворённость качеством и организацией предоставления медицинских услуг, профессиональным уровнем врачей и отношениями с ними. Предложенный реформаторами механизм конкурентности врачей, а также самих учреждений, направленный на повышение качества предоставляемых услуг и профессионального уровня, фактически не работает. Из-за незавершённости преобразований отсутствует практика правового регулирования отношений врача и пациента. Неудовлетворённость медицинскими услугами, в частности услугами первичной помощи, является питательной средой для развития девиантных стратегий поведения населения: обращение за медицинской помощью на поздних стадиях заболеваний; отказ от лечения при «лёгких», с точки зрения пациентов, заболеваниях; самолечение. Сделан вывод о необходимости создания и внедрения концепции формирования ценности здоровья на общественном и индивидуальном уровнях, о профилактической активности.Ключевые словатехнологическая и социокультурная модернизация, первичная медицинская помощь, самосохранительное поведение, стратегии получения медицинских услугСодержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1