Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Здоровьесберегающие технологии в российских вузах

Научная статья

Ивахненко Г. А. к.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН, ga-ivachnenco@yandex.ru
Здоровьесберегающие технологии в российских вузах
// Вестник Института социологии. 2013. Том 4. № 1. С. 99-111


Скачиваний статьи: 2039
Рубрика: Здоровье населения

Ссылка для цитирования:
Ивахненко Г. А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник Института социологии. 2013. Том 4 № 1. C. 99-111.


For citation:
Ivakhnenko G. A. The health-preserving technologies in the system of university education of Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1. P. 99-111

Аннотация

В статье рассматриваются различные виды образовательных здоровьесберегающих технологий и подчёркивается важность их использования в российских вузах для сохранения здоровья студентов. Методом традиционного анализа документов выделяются основные тематические аспекты, которые затрагивают учёные и специалисты в своих работах по этой проблеме. Цель данной статьи – обратить внимание учёных, исследователей и педагогов на важность темы студенческого здоровья и на необходимость поиска путей его охраны и оптимизации. Если исследования социальных факторов здоровья детей и подростков становятся более основательными и продуктивными, то в отношении здоровья молодёжи и студенчества сохраняется дефицит информации, связанный с недостаточностью принятых в системе медицинской и ведомственной статистики и ограниченностью исследовательских возможностей. Анализ научных документов показал, что в различных российских институтах и университетах с разной интенсивностью в основном используют шесть видов здоровьесберегающих технологий: физкультурно-спортивные мероприятия (уроки физкультуры, спортивные кружки, секции, лечебная физкультура); просветительско-педагогическая деятельность (валеология, ОБЖ, беседы, консультации по проблемам здоровья); психологическое знание и психологические методики (консультации психолога, тренинги, кабинеты релаксации); медико-гигиеническая деятельность (медосмотры, диспансеризация¸ мониторинги); рекреационные мероприятия и рекреационная инфраструктура (базы и дома отдыха, льготные путёвки, методики по релаксации); технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (инженерно-технические службы вузов, гражданская оборона, противопожарное оснащение). Основными видами здоровьесберегающих технологий¸ применяемых для сохранения и укрепления здоровья студентов в российских высших учебных заведениях, являются физкультурно-спортивные мероприятия, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности и просветительско-педагогическая деятельность. Опыт функционирования отечественной системы высшего образования показывает, что наиболее жизнеспособными оказываются те образовательные учреждения, которые проводят активную политику по внедрению новых технологий по сохранению и укреплению здоровья студентов и формированию у них мотивации здорового образа жизни. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровьесберегающие образовательные технологии приобретают роль неотъемлемого фактора профессионального роста.

Ключевые слова

студенты, здоровьесберегающие технологии, здоровье, вуз


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2013. Vol. 4. No. 1