Современные тенденции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в контексте региональной социокультурной специфики

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Современные тенденции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в контексте региональной социокультурной специфики

Научная статья

Васьков М. А. д.соц.н. Институт социологии ФНИСЦ РАН,
Современные тенденции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в контексте региональной социокультурной специфики
// Вестник Института социологии. 2012. Том 3. № 2. С. 164-178


Скачиваний статьи: 473
Рубрика: Бизнес: культурные и политические аспекты

Ссылка для цитирования:
Васьков М. А. Современные тенденции трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России в контексте региональной социокультурной специфики // Вестник Института социологии. 2012. Том 3 № 2. C. 164-178.


For citation:
Modern trends in the transformation of management culture in large companies of the South of Russia. Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 2. P. 164-178

Аннотация

Автор, опираясь на новейшие исследования управленческой культуры в корпорациях, анализирует специфику компаний, работающих на территории южнороссийского региона; делает вывод о том, что в России ещё не сложилась устойчивая модель управленческой культуры. Трансформация управленческой культуры происходит в результате действия сложной системы социальных и исторических детерминаций. Кроме того, она осуществляется в определённом социальном пространстве, являющемся надындивидуальной реальностью, имеет многомерную структурированную конструкцию, элементы которой взаимно влияют и связаны между собой. Существует несколько этапов трансформации управленческой культуры: радикальные изменения, связанные с институциональными трансформациями общества; стабилизация сферы управленческой культуры и трудовых отношений в коммерческом секторе; усложнение управленческой культуры, внедрение и адаптация различных моделей и подходов к управленческой деятельности. Российская специфика трансформации управленческой культуры состоит в том, что в России не было устоявшихся моделей управленческих отношений в коммерческом секторе. Поэтому, несмотря на присутствие определённых стереотипов отношения к труду вообще, властной иерархии и т.п., стало возможным восприятие стратегий, привнесённых из стран с европейской (англосаксонской) моделью управления, но не из азиатских стран, где управление строится на устойчивых национальных традициях. Национальные стереотипы не смогли противостоять влиянию новых жизненных стратегий, что сделало возможным внедрение новых принципов управления. Механизмы социальной адаптации оказались сильнее консервативных тенденций сохранения существовавших стереотипов и поведенческих образцов. Данный процесс был усилен тенденциями восприятия через СМИ и массовую культуру ценностей западного общества, ориентированного на индивидуализм, личный успех, личную эффективность, но вместе с тем требующего определённой трудовой дисциплины и порядка. Заметна потребность в расширении личной инициативы, которая входит в противоречие с основной доминантой национального поведения россиян, склонного к жёстким и авторитарным моделям управления. Выявлены многоуровневые трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России.

Ключевые слова

 управление, корпорация, культура, менеджмент, работники, южнороссийский регион, региональная специфика

Список литературы
  1. Агарвала-Роджерс Р., Роджерс Э. Коммуникации в организации / пер. с англ. М.: Экономика, 1980.

  2. Алексеев М. Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. М.: Арт-Бизнес-Центр, 2001.

  3. Долан С., Гарсия С. Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в ХХI веке / пер. с англ. М.: Претекст, 2008.

  4. Зинченко Г. П. Социология управления. Ростов на Дону: Феникс, 2004.

  5. Кирдина С. В. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.

  6. Кирпичников С. В. Российский предприниматель: опыт самоопределения на рынке. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

  7. Кови С. Восьмой навык: от эффективности к величию / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Бук, 2007.

  8. Корнев Н. Р., Мищенко А. С., Тихонов А.В., Травин И. И. Социокультурные трансформации в контексте социальных изменений // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Отв. ред. член-корреспондент РАН М. К. Горшков. М.: Институт социологии РАН, 2008.

  9. Локосов В. В. Трансформация социальная // Социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичёва. М.: ИСПИ РАН, 2008.

  10. Лучко М.Л. Этика бизнеса – фактор успеха. М.: Издательский дом ЭКСМО, 2006.

  11. Митин А. Н. Культура управления. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос университета, 2000.

  12. Ромашов О. В. Социология труда и экономическая социология. М.: Гардарики, 2007.

  13. Тенденции трансформации региональной системы властных отношений // Россия: на пути к возрождению. М.: ИСПИ РАН, 2004.

  14. Deeprose D. Smart Things to Know about Managing Projects. Oxford: Capstone Publishing Ltd, 2001.

  15. Fink G., Feichtinger C. A Model of the Collective Culture Shock. Occasional Paper no. 77, Department of Intercultural Communication and Management. Copenhagen Business School, 1999.

  16. Kerzner H. Project Management: A System Approach to Planning, Scheduling and Controlling. N.Y.: WILEY, 2000.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 2