Общекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых Научная статьяРодионов В. В. Общество «Знание» РФ, vvrod11@mail.ruОбщекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых// Вестник Института социологии. 2012. Том 3. № 1. С. 158-165Скачиваний статьи: 696Рубрика: Практики образования и просвещенияСсылка для цитирования: Родионов В. В. Общекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых // Вестник Института социологии. 2012. Том 3 № 1. C. 158-165.For citation: Cultural development as a component of continuing adult education. Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 158-165Текст статьиАннотацияВ статье рассматриваются различные подходы к непрерывному образованию в течение жизни. Проанализированы документы, в которых рассматривается непрерывное образование: доклад Э. Фора «Учиться быть», представленный в 1972 г. ЮНЕСКО; доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) «Повторяющееся образование: стратегия для обучения в течение жизни»; доклад Международной комиссии по образованию для XXI в.: «Образование: сокрытое сокровище». Продемонстрирована их практическая значимость. Важным является осознание международным сообществом необходимости непрерывного образования. Аргументируется необходимость постановки во главу угла вопроса о необходимости непрерывного развития человеческой личности, что невозможно без постоянного общекультурного развития. Смыслом и ценностью образования на протяжении всей жизни становится личность обучаемого, развитие её индивидуальности, введение обучаемых в мир общечеловеческой культуры, формирование у них способностей к её сохранению и развитию. Выявлены негативные тенденции профессионального образования специалистов высшего и среднего звена: повышенный интерес в процессе профессиональной подготовки специалистов высшего и среднего звена к прикладному «полезному» знанию в ущерб фундаментальному; склонность к инструментальному обучению будущих профессионалов-функционеров, быстро достигающих прагматических целей, принципиально не связанных со смысло-жизненным гуманитарным контекстом; понимание задач воспитания, развития личности как сопутствующих процессу становления личности будущего профессионала. Данные тенденции оцениваются как тревожные, так как переход в новое информационное общество усложнил требования к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической и физической культуре специалиста. Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а важнейшим профессиональным качеством специалиста любой сферы деятельности.Ключевые словаобразование в течение жизни, повторяющееся образование, непрерывное образование взрослых, общекультурное развитиеСписок литературы Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и её оценка // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ИС РАН, 2008. 400 с. Ключарёв Г. А. К вопросу о теоретических основаниях непрерывного образования // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах. М.: ИС РАН, 2008. Образование: сокрытое сокровище // Основные положения Доклада Международной комиссии по образованию для XXI века / МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех». М., 2007. Ивлиева И. А. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования (концептуальные основы) // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2010. № 4. С. 163–169. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 1998. 539 с. Ариарский М. А. Прикладная культурология. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Эго», 2001. 288 с. Национальная доктрина образования в РФ // Приложение к Постановлению Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». Браже Т. Г. Развитие гуманитарной культуры как глобальная проблема образования взрослых в XXI веке: теоретический аспект // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2005. № 1. С. 15–17. Даутова О. Б. Социокультурная обусловленность современной учебно-познавательной деятельности // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2009. № 4. С. 47–51. Жукова Е. Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образование. Уфа: Изд-во БГПУ, 2002. С. 45–50. Киселева О. О., Позднякова О. М. Педагогический потенциал культуры – фактор профессионального становления специалиста // Человек и образование. СПб.: Академический вестник ИОВ РАО. 2008. № 4. С. 3–6. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1