Политические религии в современном мире Научная статьяМациевич И. В. к.филос.н. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), aсademy93@mail.ruСемедов С. А. д.филос.н., проф., Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, sa-semed@mail.ruПолитические религии в современном мире// Вестник Института социологии. 2012. Том 3. № 1. С. 35-49Скачиваний статьи: 1282Рубрика: Религия в современном мире: ракурсы проблемыСсылка для цитирования: Мациевич И. В., Семедов С. А. Политические религии в современном мире // Вестник Института социологии. 2012. Том 3 № 1. C. 35-49.For citation: , Political religions in the modern world. Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1. P. 35-49Текст статьиАннотацияПолитические религии (религиозные идеологии, политизированные религии) возникают в различных обществах и на разных этапах развития и принимают причудливые формы. Современные политические религии появляются на почве необходимости решить задачи модернизации: они – не архаичный, а современный феномен. Политическая религия представляет собой гибрид религии и идеологии, посредническую форму, позволяющую связать религии с политическим действием. В статье рассматривается политическое православие и политический ислам, сравниваются политические религии и тоталитарные идеологии. Последние, как и религия, стремятся контролировать все сферы человеческой жизни. Теократические режимы являлись попытками непосредственно воплотить в жизнь религиозные принципы, нисколько не приспосабливая их к реальной действительности. Представлен анализ политических религий в современном западном обществе. Переориентация политики с действия во имя абстрактных принципов и надличностных институтов на действие во имя жизни и благополучия отдельного человека является одной из характеристик постмодернистской политической культуры. Западное общество не свободно от идеологического диктата, здесь царит ничуть не менее жёсткая идеократия, чем, к примеру, в Иране, однако современное управление человеческим поведением основано не на прямом силовом диктате, а на «управлении через воспитание». Контроль осуществляется по-прежнему, он даже усиливается, так как теперь человек контролируется не «снаружи», но «изнутри», он как бы запрограммирован всем своим воспитанием на следование тем или иным правилам поведения. В результате, если против внешнего контроля почти всегда, рано или поздно, происходит восстание, то внутренняя несвобода, как правило, не осознаётся. Выделены общие черты современных политических религий: свободное отношение к догматике и практике исходных религий, иногда допускающее существенные отклонения и заимствования из других религий или светских идеологий; сторонники исходной религии могут рассматриваться как противники; крайний эклектизм, что заставляет оценить их даже не как модернистское, а как постмодернистское явление.Ключевые словаполитическая религия, тоталитарная идеология, исламский фундаментализм, исламизм, теократия, цезарепапизм, метарассказ, идеократия, модернизация, джихад, МакМирСписок литературы Voegelin E. Die politischen Religionen (Schriftenreihe “Ausblicke”). München, Wilhelm Fink Verlag, 1993. Van der Veer, P. Political Religion in the Twenty-first century // International Order and the Future of World Politics. Ed. by T. V. Paul, J. A. Hall. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism. Political Islam and the New World Disorder. Berkeley: University of California Press, 1998. Pipes D. Islam and Islamism. Faith and Ideology // The National Interest. 2000. Spring. Linz J. J. Der religioese Gebrauch der Politik und/oder der politische Gebrauch der Religion. Ersatzideologie gegen Ersatzreligion // «Totalitarismus» und «politische Religionen». Konzepte des Diktaturvergleichs. H. Maier (Hrsg.). Padeborn, etc.: Ferdinand Schoenigh, 1996. Band 2. Maier, H.; Schaefer, M. (Hrsg.). 1997. Lawrence B. Defenders of God: the Fundamentalist Revolt against the Modern Age. S. F.: Harper and Row, 1989. Gurian W. Totalitarianism as Political Religion // Totalitarianism. Ed. by Carl J. Friedrich. N.Y.: Grosset & Dunlap, 1964. Barber B. Jihad vs. McWorld. New York: Ballantine books, 1996. Юртаев В. И. Иран: студенты в исламской революции. М.: Наука, 1993. С. 61. Холмогоров Е. Религии последнего времени // Правая.ru. Вестник чёрной модернизации. 2005. 24 мая. URL: http://pravaya.ru/leftright/472/3362 [Дата посещения: 16.02.2012]. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Философский Энциклопедический Словарь. М., 1989. Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. М.: Аграф,2000. Тощенко Ж. Т. Теократия: фантом или реальность? М.: Academia, 2007. Тиби Б. Политизация религии // Internationale Politik. № 2. 2000. Страда В. Размышления о «политических религиях» ХХ века // Религия и политика в ХХ веке. М.: ИВИ РАН, 2005. Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. М.: Новое литературное обозрение, 2009. Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический Проект, 2006. Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А. Религия и политика. М.: КМК, 2006. Митрофанова А. В. Религиозный фактор в мировой политике и проблема «цивилизаций» // Век глобализации. 2008. №1. С. 109–119. Митрофанова А. В. Политизация «православного мира». М.: Наука, 2004. Кырлежев А. Политические религии // Религия и СМИ. 09 октября 2003. URL: http://www.religare.ru/2_6814.html [Дата посещения: 16.02.2012]. Ирхин Ю. В. Политология. Изд. 2-е. М., 1996. Ильин И. А. Церковь и жизнь // Православие: pro et contra. Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. Игнатенко А. А. Ислам и политика: Сборник статей. М.: Институт религии и политики, 2004. Зуев Ю. П. Религиозно-конфессиональные отношения и общественная стабильность // Полития. 1997–1998. Зима. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2012. Vol. 3. No. 1