Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании Научная статьяКлючарев Г. А., д.филос.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Kliucharev@mail.ruElibrary SPIN=4050-5429Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании// Вестник Института социологии. 2011. Том 2. № 2. С. 88-105Скачиваний статьи: 838Рубрика: Тема номера: Человеческий потенциал российской модернизацииСсылка для цитирования: Ключарев Г. А. Человеческий капитал и проблема неравенств в модернизирующемся образовании // Вестник Института социологии. 2011. Том 2 № 2. C. 88-105.For citation: Kliucharev G. A. Human capital and the problem of inequalities in modernizing education. Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 2. P. 88-105Текст статьиАннотацияВоспроизводство и накопление человеческого капитала является одной из важнейших составляющих успеха модернизации. Система образования производит основные модернизационные ресурсы, включая человеческий капитал в виде знаний, навыков, технологий, компетенций и т.д. При этом в сфере образования формируются неравенства, а проблема доступности образования для граждан страны становится одной из актуальнейших проблем модернизации российского общества. В данной статье показано, чем обусловлены и как формируются образовательные неравенства, какова их положительная и негативная роль в процессах социально-экономических преобразований современного российского общества. В России сегодня параллельно существуют две системы образования: для образованных и обеспеченных (преимущественно городских) жителей и для малообразованных и небогатых (преимущественно сельских) семей. Выделены три типа современных учебных заведений: элитные гимназии, лицеи и спецшколы, школы с частично оплачиваемыми услугами или отдельными привилегиями в образовании, массовые общеобразовательные школы, обеспечивающие минимальный образовательный стандарт. Сформировалось неравенство в доступе к профессиональному образованию, в первую очередь высшему. Его доступность обусловлена рядом факторов, среди которых доходы родительской семьи, человеческий капитал родителей, уровень урбанизированности места жительства, успеваемость и качество школьной подготовки потенциального студента, доступные ему «полезные связи». Незащищённость и малообеспеченность концентрируются сегодня не столько в малообразованных слоях, сколько в небольших городах и сёлах, с их застойной бедностью, узким и депрессивным рынком труда, вынуждающим соглашаться на ту работу и зарплату, которую предлагают, где развитый человеческий капитал (даже в том случае, если он есть) не востребован пока в массовом масштабе. Проанализирована проблема несоответствия предоставляемого образования потребностям рынка. Сделан вывод о существовании двух разнонаправленных тенденций: наращивание объёма человеческого капитала, полученного в рамках системы основного формального образования, и снижение доли населения, предпринимающего реальные действия по его обновлению в ходе дополнительного, неформального или информального образования.Ключевые словамодернизация, человеческий капитал, образовательные неравенства, качество, доступность образованияСписок литературы1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ‑ВШЭ, 2003. С. 49–155. 2. Mincer J. Schooling, Experience and Earnings. N.Y.: National Bureau of Economic Research, 1974. 3. Schultz T. W. The Economic Value of Education. N.Y.: Columbia University Press, 1963. 4. Schultz T. W. Investment in Human Capital: the Role of Education and of Research. N.Y.: Free Press, 1971. 5. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и её оценка // Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах / Под ред. Г. А. Ключарева. М.: ИС РАН, 2008. С. 22–30. 6. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РЭМЗ – RLMS). 2008‑2009. URL: http:// www.hse.ru/rlms [Дата посещения: 21.12.11]. 7. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения (РЭМЗ – RLMS). 2008‑2009. URL: http:// www.hse.ru/rlms [Дата посещения: 21.12.11]. Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С. В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 8. Константиновский Д. Л., Вахштайн В. С., Куракин Д. Ю. Бег с препятствиями. Кому доступно качественное общее образование // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: ИС РАН, 2008. С. 142–158. 9. Чередниченко Г. А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 18–19. 10. Вишневский Ю. Р., Шапко В. О. Студент 90-х – социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 57. 11. Рощина Я. М. Кому в России доступно высшее образование? // Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. С. 72. Дубин Б. В., Гудков Л. Д., Левинсон А. Г., Леонова А. С., Стучевская О. И. Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты // Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. С. 24–71. 13. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в своё будущее? Доклад Общественной палаты РФ. Ред. Е. И. Ясин, Я. И. Кузьминов, 2008. URL: http://www.hse. ru/temp/2007/files/20071220_report.pdf [Дата посещения: 20.04.11]. 14. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлушкина Ф. А. Образовательные и жизненные траектории молодёжи: 1998‑2008 гг. М.: ФГНУ ЦСИ, 2011. С. 123. 15. Добрынина Е. Научи учёного: Социологи выяснили, какие претензии высказывают друг другу выпускники вузов и их работодатели // Российская газета. Федеральный выпуск. 2007. 17 ноября. № 4521. 16. Покровский Н. Е. Храм науки или оптовый рынок знаний? // Философские и социальные науки в университете. М.: ГУ–ВШЭ, 2002. 17. Шереги Ф. Э. Факторы, противодействующие модернизации российского профессионального образования // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы. М.: Центр социального прогнозирования, 2010. С. 212–216. 18. Дураков нет. Российские ПТУ и техникумы пустуют, так как все абитуриенты‑2009 предпочли вузы // Новые известия. 2009. 21 сентября. 19. Вакансии по укрупненным группам профессий и специальностей (из банка вакансий Московской службы занятости, сентябрь 2009 г.). URL: http://www.labor.ru/pics2/ marketstat142.htm [Дата посещения: 20.04.11]. 20. Тихонов А. В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Россия реформирующаяся. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 26. 21. Социально-экономическое неравенство и его воспроизводство в современной России / Под ред. О. И. Шкаратан. М.: CUIMA, 2003. 560 с 22. Горшков М. К., Ключарев Г. А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ЦСИ, 2011. 23. Аникин В. А. Поведение по отношению к своему человеческому капиталу основных социально-профессиональных групп российского общества // Х Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Кн. 3 / Отв. ред. Е. Г. Ясин М.: Изд. дом ГУ‑ВШЭ, 2010. 24. Распределение численности занятых в экономике по уровню образования и отраслям в 2002 г. (по материалам выборочного обследования населения по проблемам занятости; на конец ноября) // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b03_33/ IssWWW.exe/Stg/d010/i010080r.htm [Дата посещения: 21.12.11]. 25. Овчинникова Ю. В. Динамика накопления разных видов ресурсов населением России: влияние на особенности модернизации страны // Сборник статей аспирантов – 2009. Вып. 2. М.: ГУ‑ВШЭ, 2009. 26. Овчинникова Ю. В. Динамика накопления человеческого капитала на фоне других ресурсов // Народонаселение. 2010. № 1. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 2