Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи Научная статьяСеменова Л. А. к.филос.н., ст.н.с., Институт социологии ФНИСЦ РАН, semenova@isras.ruОсобенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи// Вестник Института социологии. 2011. Том 2. № 1. С. 87-105Скачиваний статьи: 1370Рубрика: Тема номера: Образование и молодёжь в РоссииСсылка для цитирования: Семенова Л. А. Особенности профессионально-трудового самоопределения молодёжи // Вестник Института социологии. 2011. Том 2 № 1. C. 87-105.For citation: Peculiarities of the vocational and labor self-determination of young people. Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1. P. 87-105Текст статьи.АннотацияМолодёжь – кадровый потенциал, будущее страны. Поэтому важно знать, с какими трудовыми ориентациями, установками выходит молодёжь на рынок труда и как они могут сказаться на качестве работы молодого специалиста; под влиянием каких факторов происходит профессиональное самоопределение, выбор профессии и с какими трудностями при этом сталкивается юноша или девушка; насколько устойчива ориентация на избранную профессию; как взаимодействуют рынок труда и рынок образовательных услуг в современном российском обществе и т. п. В современных условиях профессиональное самоопределение молодёжи задаётся не столько индивидуальными факторами, сколько социальными, внешними по отношению к содержанию выбранной профессии. Профессиональный выбор происходит в ситуации неопределённости, часто носит случайный характер, что имеет далеко идущие последствия, как для личности, так и для общества в целом, сказываясь в результате на инновационном развитии экономики. Свёртывание системы профориентации школьников является одной из причин катастрофического дисбаланса между российским рынком труда, который требует, прежде всего, рабочие, индустриальные, в том числе инженерные профессии, и образовательными услугами. В ориентациях школьников и студентов трудовые ценности представлены недостаточно, наиболее престижными они считают профессии юриста, работника финансовой сферы, менеджера, экономиста, госслужащего и т. п. Исследование выявило утрату интереса к индустриальным профессиям вообще, в том числе со стороны молодёжи, которая не мотивирована к получению рабочих профессий, к работе на промышленных предприятиях. Потребности рынка труда, перспективы развития страны свидетельствуют о необходимости совершенствовать, модернизировать, а не сокращать систему начального профессионального образования, призванную готовить рабочих того уровня и квалификации, которых требует современное производство. Необходима реально действующая, а не декларативная государственная молодёжная политика, также необходима более чёткая координация между рынком труда и рынком образовательных услуг, дабы привести систему профессионального образования всех уровней в соответствие со структурой потребностей рынка труда.Ключевые словапрофессиональные ориентации, профессиональный выбор, профессиональное образование, социальная адаптация, трудовые ориентации, рынок трудаСписок литературы1. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Занятость и безработица в РФ в феврале 2011 г. (по итогам обследования населения по проблемам занятости) URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11]. 2. Официальный сайт МВД России. Состояние преступности – январь-февраль 2011 г. URL: http://www.mvd.ru/ presscenter/statistics/reports/show_88090 [Дата посещения: 01.04.11]. 3. Шкель Т. Как уберечь детей от преступности. На Охотном ряду выслушали главу МВД // Российская газета. 2006. 18 мая. 4. Окольская Л. А. Трудовые ценности и нормы в содержании начального образования (по материалам анализа школьных учебников). Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.соц.н. М., 2006. 5. Потребности в работниках. Отчёт Департамента труда и занятости г. Москвы URL: http://labor.ru/?id=1012 [Дата посещения: 01.04.11]. 6. Макарова М. Н. Стратегии воспроизводства рабочих как отражение их трудовых и образовательных ориентаций // Социологические исследования. 2007. № 8. С. 59. 7. Завод кончается. В профессиональных училищах дефицит абитуриентов, а на производстве – квалифицированных рабочих // Российская газета. 2008. 22 июля. 8. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Начальное профессиональное образование. Число образовательных учреждений начального профессионального образования. URL: http://www.gks.ru [Дата посещения: 01.04.11]. 9. Поколение «Чи» // Известия. 2010.18 августа.Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1