Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории

Научная статья

Чередниченко Г. А., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, galcher2211@gmail.com
ORCID ID=0000-0002-8005-9146
Elibrary SPIN=5019-5910
Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории
// Вестник Института социологии. 2011. Том 2. № 1. С. 67-86


Скачиваний статьи: 1143
Рубрика: Тема номера: Образование и молодёжь в России

Ссылка для цитирования:
Чередниченко Г. А. Молодёжь после получения среднего образования: образовательные и профессиональные траектории // Вестник Института социологии. 2011. Том 2 № 1. C. 67-86.


For citation:
Cherednichenko G. A. Youth after secondary education: educational and professional trajectories. Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1. P. 67-86

Аннотация

На материалах лонгитюдного социологического исследования (1998–2008 гг.) жизненных путей выпускников средних школ, средних специальных учебных заведений и профессиональных училищ Новосибирской области анализируются процессы формирования образовательных и профессиональных траекторий молодёжи, накопление ею в течение 10 лет самостоятельной жизни образовательных ресурсов и их воздействие на объективное социально-профессиональное положение. Разные группы молодёжи дифференцированно вовлечены в повышение уровня своего интеллектуального развития, накопление и обновление необходимых знаний и навыков. Их образовательные и профессиональные траектории анализируются с позиции формирования и накопления человеческого капитала, под которым понимается совокупность воплощённых в человеке экономически ценных ресурсов: знаний, навыков, мотиваций и т.п. Образовательная траектория определяется как получение её субъектом формальных квалификаций, институционально подтверждённых компетенций, информально приобретённого опыта в виде знаний и навыков. Профессиональная траектория определяется с точки зрения перехода субъекта от одной позиции на рынке труда к другой. Анализ процесса накопления образовательных ресурсов показывает, что стартовый ресурс является существенной социальной характеристикой, дифференцирующей дальнейшее накопление образовательного капитала, проявляющейся в образовательных и профессиональных траекториях разных групп молодёжи. Выпускники школ практически полностью продолжают обучение, выпускники профессиональных училищ чаще сохраняют уровень полученного образования. При этом основной чертой молодёжи за десять лет накопления образовательного капитала становится увеличение доли тех, кто прошёл через систему высшего образования. Установлен ряд взаимозависимостей между объёмом и качеством накопленных образовательных ресурсов и достигнутыми социально-профессиональными статусами. Показано, что накопление образовательного потенциала предопределяет не только объективное социальное положение респондентов, но существенно сказывается на субъективном самоощущении и самооценках. Выстраивание профессиональной карьеры всё более зависит от того, насколько интенсивно и целенаправленно молодёжь накапливает знания, навыки, квалификации. Инвестиции в человеческий капитал, особенно в образование, приносят выгоды, не связанные непосредственно с доходами, авыражающиеся, в частности, в повышении социальной самооценки личности.

Ключевые слова

образовательные и  профессиональные траектории, накопление образовательных ресурсов, человеческий капитал, формальное и  дополнительное образование, социально-профессиональный статус

Список литературы

1. Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. М.: ГУ–ВШЭ, 2003.

2. Вознесенская Е. Д., Хохлушкина Ф. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников учебных заведений довузовского профессионального образования //Социология образования. 2009. № 2.

3. Добрынин А. И., Дятлов С. А., Цыренова Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука, 1999.

4. Когда наступает время выбора. Устремления молодежи и первые шаги после окончания учебных заведений / Отв. ред. Г. А. Чередниченко. СПб.: РХГИ, 2001.

5. Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А. Система образования: открытые двери или дифференциация возможностей? // Россия реформирующаяся. Ежегодник – 2003 / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.. ИС РАН, 2003.

6. Образование и наука в процессе реформ. Социологический анализ / Ред.-сост. Д. Л. Константиновский, Л. П. Веревкин. М.: ЦСП, 2003.

7. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средних школ // Социология образования. 2009. № 1.

8. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education. NY: National Bureau of Economic Research, 1964.

9. Galland O. Sociologie de la jeunesse. L’entrée dans la vie. P.: Armand Colin, 1991.

10. Les jeunes et les autres (Contributions des sciences de l’homme à la question des jeunes, coordonnées par François Proust). P., 1985.

11. Schultz, T. W. The Economic value of education. NY: Columbia University Press, 1963.


Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2011. Vol. 2. No. 1