Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера

ISSN online: 2221-1616

Bulletin of the Institute of Sociology (Vestnik instituta sotziologii)

Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера

Научная статья

Островская Е. А. д.соц.н., доц.,
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
e.ostrovskaya@spbu.ru
ORCID ID=0000-0003-0664-1514
Elibrary SPIN=6672-8953
Бадмацыренов Т. Б. д.соц.н., доц.,
Бурятский государственный университет им. Д. Банзарова, Улан-Удэ, Россия
badmatsyrenovtb@bsu.ru
ORCID ID=0000-0002-6363-9464
Elibrary SPIN=5847-4109


DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.16
EDN: NYZOXB

Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера
// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 324-344

Публикация выполнена за счет гранта РНФ № 24-48-03022 «Традиционный буддизм, постсекулярность и общественно-политические процессы в России и Монголии».

Дата поступления статьи: 02.09.2024
Рубрика: Социология религии

Ссылка для цитирования:
Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Российский буддизм, традиционные ценности и публичная медиасфера // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. C. 324-344.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.16. EDN: NYZOXB

For citation:
Ostrovskaya E. A., Badmatsyrenov T. B. Russian Buddhism, Traditional Values, and the Public Media Sphere. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4. P. 324-344
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.16. EDN: NYZOXB


Аннотация

Настоящая статья является продолжением опубликованного ранее исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении Интернета и новых медиа и посвящена анализу общественного вклада буддийских гражданских инициатив. Сложность данной темы заключается в ее новизне и крайне слабой изученности сквозь призму социологических методологий. Меж тем, трансформации российского общества в сферах политики, права, образования и религии настоятельно требуют от социологов как новых теоретических рефлексий о релевантности устоявшихся методологий исследований, так и новых прикладных исследований измененной реальности. Аналитической рамкой исследования стала комбинация концепций постсекулярного общества Юргена Хабермаса и «организационного субстрата» Джулии Бергер. Прикладная часть исследования включила в себя экспертные интервью по теме гражданских буддийских инициатив периода 1990–220-х гг. и case-study двух буддийских неправительственных организаций – «Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма» и «Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям». Проведенный анализ позволил выделить идеациональный и партикулярный компоненты организационного субстрата буддийских неправительственных организаций. Идеациональная составляющая организационного субстрата обоих фондов базируется на буддийской регламентации социального действия как нацеленного на обретение благой заслуги и принесения пользы живым существам, очищение сознания. Ключевые векторы гражданской активности российских буддистов-мирян определяются партикуляризмом буддийской модели распространения учения (запрет миссионерства, Учение как Дар проповеди), доктринальной регламентацией социальной деятельности мирян и религиозных профессионалов, партикулярной моделью воспроизводства традиционных ценностей через буддийское образование. Выявленный авторами организационный субстрат позволил авторам изучить основные направления гражданских инициатив российских буддистов. Таковыми, сообразно субстрату, стали создание медианиши традиционного буддизма в публичной сфере российского общества; медиация отношений между традиционным буддизмом и политико-правовой и научно-образовательной подсистемами российского общества. Анализ этапов институционализации буддийских неправительственных организаций показал, что первый этап включил формирование общественной инициативы снизу, второй этап охватил построение долгосрочного диалога с властью по проблеме воспроизводства буддийского образования, а нынешний, третий этап – консолидацию буддийской сангхи в социокультурном и политико-правовом контексте Российской Федерации.

Ключевые слова

постсекулярность, религиозные неправительственные организации, организационный субстрат, российский буддизм, публичная сфера

Список литературы
  1. Нестеркин С. П. «Социально вовлеченный буддизм» на Западе // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Т. 6. № 4А. С. 187–193. EDN: YLJUGQ
  2. Островская Е. А. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России / Под ред. А. В. Малашенко, С. Б. Филатова. М.: РОССПЭН, 2009. С. 294–328.
  3. Островская Е. А., Бадмацыренов Т. Б. Стратегии буддийских сообществ в новых медиа // Социологические исследования. 2022. № 7. С. 109–119. DOI: 10.31857/S013216250019277-7; EDN: GPPGQB.
  4. Узланер Д. А. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Ин-т Гайдара, 2020. 416 с.
  5. Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / Пер. с нем. М. Б. Скуратова. М.: Весь мир, 2011. 336 с.
  6. Berger J. Religious Nongovernmental Organizations: An Exploratory Analysis // Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. 2003. Vol. 14. No. 1. P. 15–40. DOI: 10.1023/A:1022988804887.
  7. Berger J. Divine Polity: The Baha'i International Community and the United Nations. PhD thesis. University of Kent, 2018.
  8. Berger J. Rethinking Religion and Politics in a Plural World. The Bahá’í International Community and the United Nations. N. Y.: Bloomsbury Publishing, 2021. 224 p.
  9. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. et al. Russian-Speaking Digital Buddhism: Neither Cyber, nor Sangha // Religions. 2021. No. 12. P. 449. DOI: 10.3390/rel12060449; EDN: HKQYDO.
  10. Ostrovskaya E., Badmatsyrenov T. Monks, Blogs and Three Media Cases: Russian-Speaking Buddhist Communities in the Era of Social Media // Religions 2024. No. 15. P. 1186. DOI: 10.3390/rel15101186; EDN: BKZGQV.

Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4