Протестное сознание и протестная культура молодежи российского Дальнего Востока Научная статьяМарин Е. Б. к.и.н. Морской государственный университет им. Г. И. Невельского, Владивосток, Россия; Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия egor-marin@yandex.ruORCID ID=0000-0002-0409-5065Elibrary SPIN=4047-7133DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.13EDN: HBHQYAПротестное сознание и протестная культура молодежи российского Дальнего Востока// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 255-281Дата поступления статьи: 08.08.2024Рубрика: Риски социальных метаморфозСсылка для цитирования: Марин Е. Б. Протестное сознание и протестная культура молодежи российского Дальнего Востока // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. C. 255-281.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.13. EDN: HBHQYAFor citation: Marin E. B. Protest Consciousness and Protest Culture of the Young People of the Russian Far East. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4. P. 255-281DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.13. EDN: HBHQYAТекст статьиАннотацияСоциальный протест является причиной конфликтов в обществе. Но он же сигнализирует о нерешенных проблемах и заставляет власти реагировать на требования общества. В истории России протест всегда играл немалую роль, причем его особенностью был крайний радикализм. Исследование опирается на опросы молодежи, проходившие в 2020 г. и в 2024 г. на Дальнем Востоке. В выборке выявлены два типа протестантов: сторонники мирного и радикального протеста. Они являются носителями двух разных типов протестного сознания, включая ценности, представления, мотивы протеста. Автор приходит к выводу о наличии у молодежи Дальнего Востока двух типов протестного сознания и протестной культуры: мирного типа протестного сознания и на его основе мирного гражданского протеста («культура петиций»); и радикального протестного сознания и основанного на нем, радикального протеста («культура бунта»). «Культура петиций» связана с активной гражданской позицией, интересом к политике, с легальными формами политического и общественного участия. Ее носителям присущи такие ценности как справедливость и равенство, свобода и творчество, права человека и стремление к обновлению. Культура радикального протеста определяется подданническим типом политического сознания, сильными негативными эмоциями, сильной этничностью и верой в угрозу своей национальности. Можно отметить, что носители радикального протестного сознания амбивалентны в отношении форм протеста: готовы и к мирным формам, и к радикальным. Мы интерпретируем это так: если субъект готов к более радикальным формам протеста, то приемлет и менее радикальные. А вот носители мполитирного протестного сознания готовы только к участию в мирном протесте (на то они и «мирные»). Радикальные формы их пугают и неприемлемы для них. По результатам нашего исследования более распространенной в выборке является «культура петиций», что означаете, что диалог власти и молодежи возможен. Также в работе изучены поколенческие особенности протестного сознания поколений «Y» (или миллениалов) и «Z» (или центениалов).Ключевые словапротест, Дальний Восток, мирный протест, радикальный протест, протестное сознание, поколение «Y», поколение «Z»Список литературы Артюхина В. А. Осмысление социального протеста в современной социологии: анализ основных подходов // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 30–34. DOI: 10.7868/S0132162517110046; EDN: ZRQQNH. Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных // ПОЛИС. Политические исследования. 2020. Т. 29. № 2. С. 73–91. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.06; EDN: APZWMB. Баранова Г. В. Методика анализа протестной активности населения России // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 143–152. EDN: PFLLRF. Волков Д. А. Протестные митинги в России конца 2011 – начала 2012 гг.: запрос на модернизацию политических институтов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2012. № 2(112). С. 73–86. Габа О. И. Молодежь как субъект протестных настроений // Знание, понимание, умение. 2015. № 1. С. 144–151. EDN: ULLCGT. Керимов А. А., Эбзеев А. А. Факторы и тенденции протестной активности молодежи в современной России // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 104–123. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_1_104; EDN: GSFTBH. Леньков Р. В., Колосова О. А., Ковалева С. В. Социально-психологическая диагностика и прогнозирование протестного поведения молодежи в цифровой среде // Цифровая социология. 2021. Т. 4. № 1. С. 31–41. DOI: 10.26425/2658-347X-2021-4-1-31-41; EDN: YQQGVH. Марин Е. Б. Структура протестного мышления и представление о социальном протесте молодежи поколений «Y» и «Z» Дальнего Востока и Москвы // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13. № 1. C. 86–107. DOI: 10.19181/vis.2022.13.1.776; EDN: WEZDKL. Марин Е. Б. Молодежные протестные настроения в Приморском крае (на примере студенчества) // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. № 3. C. 63–82. DOI: 10.19181/vis.2018.26.3.524; EDN: YWAGXB. Парма Р. В., Давыдова М. А. Триггеры политической мобилизации массовых протестов в социальных медиа Российской Федерации и Республики Беларусь в 2020–2021 гг. // Власть. 2022. № 3. С. 97–105. DOI: 10.31171/vlast.v30i3.9045; EDN: UJJWYG. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33. DOI: 10.7868/S0132162518030029; EDN: YVQXQU. Серкин В. П. О возможностях метода семантических универсалий Е. Ю. Артемьевой // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. № 2. С. 74–79. Ядов В. А., Климова С. Г. и др. Социальная база поддержки реформ и потенциал массового протеста // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / Отв. ред. М. К. Горшков. М.: ИС РАН, 2008. С. 85–101. EDN: TZCRHT. Almond G. A., Verba S. The Civic Cilture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. SAGE, 1989. 379 p. Davis J. A formal interpretation of the theory of relative deprivation // Sociometry. 1959. Vol. 22. No. 4. P. 280–296. van Stekelenburg J., Klandermans B. The social psychology of protest // Current Sociology. 2013. Vol. 61. No. 5–6. P. 886–905. DOI: 10.1177/0011392113479314. van Zomeren M., Postmes T., Spears R. Toward an integrative social identity model of collective action: A quantitative research synthesis of three socio-psychological perspectives // Psychological Bulletin. 2008. No. 134. P. 504–535. DOI: 10.1037/0033-2909.134.4.504. Vitak J., Zube P. et al. It’s complicated: Facebook users’ political participation in the 2008 election // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 2011. No. 14(3). P. 107. DOI: 10.1089/cyber.2009.0226. Schwartz S. H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. P. 19–45. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4