Миграционная политика в Нижегородской области: субъекты и управленческие практики Научная статьяДанилова Н. М. к.пол.н. Приволжский филиал ФНИСЦ РАН, Нижний Новгород, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия morozovanataliam@yandex.ruORCID ID=0000-0002-1335-8496Elibrary SPIN=7917-5093DOI: 10.19181/vis.2024.15.4.9EDN: RSCTODМиграционная политика в Нижегородской области: субъекты и управленческие практики// Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. С. 171-191Статья подготовлена при поддержке гранта РНФ № 22-18-00377 «Семья в движении: теоретические и эмпирические проблемы в контексте трудовой миграции в России».Дата поступления статьи: 29.06.2024Рубрика: Проблемы социальной интеграцииСсылка для цитирования: Данилова Н. М. Миграционная политика в Нижегородской области: субъекты и управленческие практики // Вестник Института социологии. 2024. Том 15. № 4. C. 171-191.DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.9. EDN: RSCTODFor citation: Danilova N. M. Migration Policy in the Nizhny Novgorod Region: Subjects and Management Practices. Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4. P. 171-191DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2024.15.4.9. EDN: RSCTODТекст статьиАннотацияВ представленной статье рассматривается региональная модель миграционной политики на примере Нижегородской области. Особенностью авторского подхода является понимание региональной миграционной политики как комплекса управленческих практик, в которые включены и органы власти, и общественные организации. Подобный подход позволяет рассматривать миграционную политику как многоаспектную и сложносоставную сферу взаимодействий разного рода субъектов, а также повысить эффективность реализуемых в ее рамках программ. Главными задачами в сфере миграционной политики региона являются адаптация и интеграция мигрантов, но нет четкого определения данных понятий и действий по их реализации. Основными организационно-управленческими структурами в регионе являются Управление по вопросам миграции МВД по Нижегородской области, межнациональные советы, действующие при губернаторе региона и администрации г. Нижнего Новгорода. Деятельность по включению иностранных граждан в региональное общество напрямую не входит в функционал профильных органов власти, но может компенсироваться деятельностью общественных объединений. Поэтому в управленческие практики следует включать и институты гражданского общества, как зарегистрированные объединения, так и неформальные диаспорные сообщества. Кроме того, они, в отличие от органов власти, имеют возможность оперативно реагировать на обращения иностранных граждан. Отмечено, что выделяемые группы институтов, участвующие в реализации миграционной политики, обладают специфическими ресурсами, что предопределяет их функционал и характер деятельности в управленческих практиках. Организационно-управленческие институты опираются на административный и правовой ресурсы. Ресурсом институтов гражданского общества выступают каналы связи в среде иностранных граждан, высокая погруженность и вовлеченность в проблемы трудовых мигрантов, проживающих в регионе. Данные обстоятельства требуют включения их в разработку и реализацию целевых программ и мероприятий адаптационной и интеграционной направленности. Автором делается вывод о целесообразности создания в регионе профильного ведомства, отвечающего за разработку и реализацию мероприятий в рамках региональной миграционной политики.Ключевые словамигрант, миграционная политика, практики управления, Нижегородская область, межнациональные отношенияСписок литературы Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / Отв. ред. В. И. Мукомель, К. С. Григорьева. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 400 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-407-9.2022. Андрейцо С. Ю. Актуальные проблемы реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2018. № 1. С. 47–50. EDN: YUUENF. Бурда М. А. Политика России в сфере внешней трудовой миграции: проблемы управления // Управление. 2017. № 2. С. 5–8. DOI: 10.12737/article_59537e447b96c2.84477889; EDN: YUNJPN. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов второго поколения в возрасте 18—35 лет в России: результаты исследовательского проекта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 318—364. DOI: 10.14515/monitoring.2019.2.15; EDN: IORPUE. Варшавер Е. А., Рочева А. Л., Иванова Н. С. Интеграция мигрантов на местном уровне: результаты научно-практического проекта // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 110–117. EDN: YQRHGT. Волох В. А. Государственная политика и новые формы управления процессами международной трудовой миграции: возможности и риски // Politbook. 2019. № 1. С. 37–48. Волох В. А., Герасимова И. В. Управление миграционными процессами в Российской Федерации: анализ и перспективы // Управление. 2019. № 1. С. 5–12. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-1-5-12; EDN: OSTDRW. Воробьева О. Д., Рыбаковский Л. Л., Рыбаковский О. Л. Миграционная политика России: история и современность. М.: Экон-Информ, 2016. 192 с. Воронин Г. Л., Лакомова А. А. Роль государственных учреждений и некоммерческих организаций в социальной адаптации трудовых мигрантов (на примере Нижегородской области) // Философия хозяйства. 2020. № 6. С. 207–229. EDN: VHDPVO. Галас М. Л. Современные задачи политического регулирования внешних и внутренних миграционных процессов Российского государства // Вестник Финун-та. Гуманитарные науки. 2017. № 3. С. 63–71. EDN: YUDXYP. Григорьева К. С., Мукомель В. И. Задачи и реализация реформ миграционного законодательства: миграционный учёт, полномочия регионов, коррупционные риски, доходы бюджетов // Миграционное право. 2018. №2. С. 3–8. EDN: XQZAOL. Грипп Э. Х., Патрикеев В. Е. Направления совершенствования правового регулирования деятельности МВД России в миграционной сфере // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 68–70. DOI: 10.24411/2073-3305-2021-2-68-70; EDN: OUSLFX. Зорин В. Ю., Бурда М. А. Формирование и институционализация государственной миграционной политики в современной России // PolitBook. 2020. № 1. С. 113–128. Исповедников Д. Ю. Экономические и социальные последствия запрета на трудоустройство иностранных рабочих (пример Центрального федерального округа) // Наука. Культура. Общество. 2023. № 1. С. 143–158. DOI: 10.19181/nko.2023.29.1.11; EDN: JNMQTJ. Корчагина К. А., Пестов Р. А. Перспективы правового регулирования миграции в Российской Федерации // Юристъ–Правоведъ. 2019. № 2. С. 76–83. EDN: VXISYU. Лакомова А. А. Специфика социальной адаптации молодых трудовых мигрантов (на примере Нижегородской области) // III Всероссийский демографический форум с международным участием. М.: ФНИСЦ РАН, 2021. С. 243–246. Максименко А. А. Российские управленческие практики с позиции ценностно-рационального подхода. Фрагмент 1 // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 83–89. EDN: RDIWTF. Малахов В. С. Интеграция мигрантов: Концепции и практики. М.: Ф-д «Либеральная Миссия», 2015. 272 с. Международная миграция в Санкт-Петербурге: миграционная политика и общественное мнение / Под ред. О.И. Бородкиной, А. В. Соколова, А. В. Тавровского. СПб.: Скифия – принт, 2017. 330 с. Михайлова Н. В., Абдель Джалиль Н. А. Причины миграции в рамках стран СНГ и стратегия миграционной политики Российской Федерации на современном этапе // Вестник РУДН. Политология. 2017. № 3. С. 259–266. DOI: 10.22363/231314382017193259266; EDN: ZHYYYF. Ситникова Е. Л. Основные направления регулирования миграционных процессов в Нижегородской области // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2011. № 1. С. 74–79. EDN: ONNIDN. Федорова И. В. Взаимодействие главного управления по вопросам миграции МВД России с институтами гражданского общества по вопросам миграционной политики // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3. С. 316–319. DOI: 10.24411/2414-3995-2019-10184. EDN: WWYVYT. Ходусов А. А. Совершенствование миграционного законодательства как фактор оптимизации государственной миграционной политики Российской Федерации // Вестник ОмЮА. 2018. № 1. С. 80–85. DOI: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-80-85; EDN: YSHAJD. Шитова Н. Б. Миграционная политика РФ: развитие общегосударственных трендов в Нижегородской области // Регион в период модернизации: актуальные проблемы политической жизни. Н. Новгород: НИСОЦ, 2014. С. 58–61. Шорохова С. П., Суворова В. А., Волох В. А. Особенности реализации миграционной политики в Москве в до ковидный период // Вестник ИМЦ. 2022. № 2. С. 51–58. EDN: DEIBVU. Содержание выпуска Vestnik instituta sotziologii. 2024. Vol. 15. No. 4