Опубликован Двадцать шестой выпуск сетевого научного журнала «Вестник Института социологии».
Тема номера: Политические процессы: социальные протесты и протестные настроения
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Цибенко С. Н.
Медийные технологии национальной мобилизации черкесов

Черкесский национальный проект можно назвать первым опытом современного нациестроительства на Северном Кавказе
подробнее...

28.09.2018 г.– №26 2018
11.07.2018 г.– №25 2018
29.03.2018 г.– №24 2018
26.12.2017 г.– №23 2017
Все номера:
2018 | 26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
http://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН http://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
http://www.isras.ru/

Система Orphus

Мотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле


Жукоцкая А. В., д.филос.н., проф., заведующий общеуниверситетской кафедрой философии и социальных наук, Московский городской педагогический университет,
mailto: azhuk1@mail.ru
Васильев И. А., к.филос.н., доц., руководитель лаборатории мониторинга результатов научно-исследовательских работ и проектов, Московский городской педагогический университет ,
mailto: via0707@mail.ru
Мотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле
// Вестник Института социологии. 2018. № 25. С. 78-99

DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.511


Скачиваний статьи: 11
Рубрика: Социальные слои и группы: установки и действия

Ссылка для цитирования:
Жукоцкая А. В., Васильев И. А. Мотивационные позиции студенческой молодёжи на образовательном поле // Вестник Института социологии. 2018. № 25. C. 78-99.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.511

For citas:
Zhukotskaya A., Vasilyev I. College students’ motivational attitudes in the educational field. Vestnik Instituta Sotziologii. 2018. No 25. P. 78-99
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.511



Аннотация

Постсоветское молодое поколение существенно отличается от поколения своих родителей. Оно другое. У него другие условия жизни, иные установки, мотивы поведения. Несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия, сложившиеся в стране в последние годы, не снизился интерес молодёжи к продолжению образования. Как показали ранее проведённые нами исследования, свыше 80% выпускников московских школ были мотивированы на поступление в вуз. В то же время трансформации, происходящие в жизни человека и общества, формирующийся рынок труда выдвигают всё более конкретные требования к формированию образовательных отношений в вузе, к содержанию и качеству высшего образования. Исследование, о ключевых результатах которого идёт речь в статье, выполнено в 2017 г. в рамках Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012–18 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»). Целью выполнения данного научно-исследовательского проекта являлось определение взаимосвязей и взаимозависимостей, многообразных социальных и психологических мотивов, детерминирующих социально-познавательную деятельность абитуриентов и студентов-первокурсников различных ступеней и профилей образования. Свою задачу исследователи видели в том, чтобы определить доминирующие и периферийные («фоновые») факторы мотивации познавательно-интеллектуального, практико-ориентированного, коммуникативного и иного характера; проанализировать степень их влияния как на выбор абитуриентами конкретного вуза для продолжения образования, так и на выбор студентами бакалавриата и магистратуры первого года обучения предпочтительных для них направлений подготовки; разработать структуру образовательных мотиваций обучающихся. В исследовании приняли участие N=1972 респондента. Выборка носила случайный характер. Между тем, доля проанкетированных студентов бакалавриата первого года обучения составила 76% от генеральной совокупности данной категории обучающихся (по состоянию на 24.04.17); доля респондентов, обучавшихся на тот же период на первом курсе магистратуры составила 68% от генеральной совокупности студентов этой категории. Спектр мотивационных отношений респондентов к обучению в вузе подразделяется на конструктивно-прагматические, пассивно-уклончивые, конформистско-оптимистические и неконструктивно-пессимистические. Наиболее значимыми побуждающими факторами, повлиявшими на выбор абитуриентами конкретного вуза выступили: самостоятельный выбор; возможность обучения на бюджетной основе; интересная образовательная программа, высокое качество преподавания; государственный статус вуза и ряд других. В ходе исследования был выявлен комплекс факторов, затрудняющих образовательный процесс и оказывающих определённое негативное влияние на формирование мотивационных позиций обучающихся: неумение хорошо планировать своё время; чрезмерная учебная нагрузка; не вполне удовлетворительное качество преподавания ряда дисциплин и др. В завершение сформулирован развёрнутыйпрогноз дальнейшего формирования и развития позитивных мотивационных отношений у потенциальных и реальных студентов конкретной образовательной организации.

Ключевые слова

студенты, мотивы, образовательные отношения, доминирующие факторы, периферийные факторы, структура мотивации

Список литературы

Асеев В. Г. 1976. Мотивации поведения и формирование личности. М.: Просвещение. 158 с.

Божович Л. И. 1972. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика. 352 с.

Боровский В. М. 1927. Введение в сравнительную психологию. М.: Работник просвещения. 268 с.

Бурдье П. 1994. Начала / Пер. с фр. Шматко Н. А. M.: Soсio-Logos. 288 с.

Бурдье П. 2005. Введение в социологию социальных наук: объективация субъекта объективации // Социология под вопросом. Социальные науки в постструктуралистской перспективе. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии. М.: Праксис. C. 9–13.

Гуськова Н. Д., Краковская И. Н. 2010. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. № 5. С. 53–58.

Ефимова И. Н. 2012. Социологический анализ рынка образовательных услуг с целью выявления мотивации абитуриентов 2011 года при выборе вуза // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 4 (1). С. 19–25.

Мормужева Н. В. 2013. Мотивация обучения студентов профессиональных учреждений // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: типография «Два комсомольца». С. 160–163.

Крылова М. Н. 2013. Способы мотивации учебной деятельности студентов вуза // Перспективы науки и образования. № 3. С. 86–95.

Константиновский Д. Л. 2016. Формирование ориентаций молодёжи в сфере образования // Вестник Института социологии. № 19. C. 13–27.

DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.427.

Копалкина Е. Эксперты оценили долю бесполезных для экономики госрасходов в 70% // URL: http://www.rbc.ru/economics/13/10/2017/ 59dfa8f89a79471a6bc8a307?utm source=pushc [Дата посещения: 17.12.17].

Лазурский А. Ф. 2000. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия по психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: АСТ. С. 472–491.

Леонтьев А. Н. 2005. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие. Серия: Высшее образование. М.: Смысл, Академия. 352 с.

Маслоу А. 2017. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2017. 478 с.

Мельник Е. В., Боровская Н. И. Ведущий тип мотивации при выборе профессиональной деятельности спортивного психолога и тренера // Материалы международного психолого-педагогического симпозиума памяти профессора В. А. Родионова (26 апреля 2017 года). М.: Новая книга, 2017. С. 89–94.

Немов Р. С. 2003. Психология: Учебник. В 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС. 688 c.

Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова и др. М.: ЦСП, 2015. 232 с.

Орлов Ю. М. 2006. Оздоравливающее мышление. Издание 2-е, М.: Спайдинг. 90 с.

Парсонс Т. 2015. Профессии и социальная структура / Пер. с англ. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. РЖ. Сер. 11: Социология. М.: ИНИОН РАН. № 4. С. 153–170.

Рубинштейн С. Л. 2000. Основы общей психологии. СПб: Питер. 712 с.

Шадриков В. Д. 1996. Психология деятельности и способности человека: Уч. пос. 2-е изд. М.: Логос. 320 с.


Содержание номера № 25. 2018




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: