Опубликован Двадцать шестой выпуск сетевого научного журнала «Вестник Института социологии».
Тема номера: Политические процессы: социальные протесты и протестные настроения
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Цибенко С. Н.
Медийные технологии национальной мобилизации черкесов

Черкесский национальный проект можно назвать первым опытом современного нациестроительства на Северном Кавказе
подробнее...

28.09.2018 г.– №26 2018
11.07.2018 г.– №25 2018
29.03.2018 г.– №24 2018
26.12.2017 г.– №23 2017
Все номера:
2018 | 26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
http://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН http://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
http://www.isras.ru/

Система Orphus

Представление номера № 4 (23), 2017

И. А. Халий,

заместитель главного редактора

журнала «Вестник Института социологии»

 

Представляю номер

Современный мир живёт в эпоху насаждения и поддержания хаоса, постправды, бесконечных и взаимных политических обвинений, попыток изоляции отдельных государств и др. В связи с этим для социологической науки особенно значимым становится применение инструментов анализа социальных процессов. Именно поэтому в данном выпуске в качестве темы номера мы обратились к анализу методологических оснований исследований в различных социологических дисциплинах и практике осмысления сегодняшней реальности.

Тема номера «К методологии научных исследований» не является новой в нашем журнале, к ней мы обращались уже не раз1, будем возвращаться впредь и чем чаще, тем лучше, ибо она имеет непреходящее значение для деятельности учёных. В данном случае речь идёт об осмыслении теоретических подходов в их ретроспективе: когда и что в них менялось, чем были вызваны эти изменения, каким образом они сменяли друг друга и т.п.

Открывает рубрику аналитический обзор методологии исследования образа жизни «Концептуальные основы социологии образа жизни», принадлежащий перу А. А. Возьмителя (Москва). «Модернизационный» прорыв советского образа жизни, преобразование моностилистической культуры в полистилистическую, диверсификация образа жизни, становление его принципиально новых форм и субъектов сформировали запрос на концепцию, объясняющую происходящие изменения, на адекватное научное понимание процесса разложения и распада, становления и укрепления образа жизни, а также самого этого понятия и системы взаимосвязанных с ним категорий; на концепцию, которая являлась бы ключом к пониманию социальных процессов, происходящих в обществе на макро- и микроуровне; к выявлению доминант, альтернатив и складывающегося вектора общественного развития. В статье представлена последовательная реконцептуализация социологического подхода к изучению образа жизни, отражающая динамику социальных процессов, происходящих в стране; дано современное научное понимание его сущности как процесса воспроизводства определённых общественных отношений и формирования личностей соответствующих типов.

Следующую статью «Теоретические подходы к изучению адаптации мигрантов в принимающем обществе: зарубежный опыт» подготовила молодой учёный А. А. Эндрюшко (Москва). В статье анализируются подходы к пониманию процессов адаптации и интеграции мигрантов и их динамика на материалах зарубежной литературы. Представлено развитие подходов от социологов Чикагской школы (Р. Парк, У. Томас, Ф. Знанецкий) до современного понимания процесса адаптации в рамках концепции транснационализма. Адаптация прошла путь от прямолинейного, однонаправленного процесса, при котором предполагалось изменение культуры мигрантов только в направлении «ассимиляции», концепции «плавильного котла» до понимания её в рамках транснационализма, «гибкой» аккультурации, при которой человек может иметь две и более культурных идентичностей и быть вовлечённым сразу в несколько социальных контекстов.

Завершает тему номера статья А. Г. Филиповой и А. В. Высоцкой (Владивосток) «Методика построения имитационной модели (на примере среднего балла ЕГЭ в российских регионах)», в которой предложена методика оценки реальных изменений в ходе реформы образования. Она посвящена поиску инструментов научного анализа результатов ЕГЭ, необходимых не столько науке, сколько всем вовлечённым в процесс образования для оценки его современного состояния и определения перспектив дальнейшего развития реформ в этой сфере. Представлена методика моделирования ситуации со средними баллами ЕГЭ в российских регионах. Из трёх подходов имитационного моделирования выбран подход системной динамики, позволяющий работать с неполными данными, отслеживать изменения модели во времени, а также выстраивать причинно-следственные связи между факторами, оценивать силу их взаимных влияний. Выборочная совокупность представлена 78 российскими регионами. Использование методов корреляционного и регрессионного анализа позволило свести количество управляющих факторов к трём – уровню городского населения, количеству благоустроенных школ и количеству вечерних школ.

В рубрике «Экологическое образование в современной России» представлены две статьи. Следует обратить внимание читателей на то, что к этой теме социологи обращаются не часто, из последних работ можно назвать только одну2. Позади десятилетие образования в интересах устойчивого развития. В России 2017 год объявлен Годом экологии, что и определяет актуальность рассматриваемого вопроса (история, состояние и перспективы школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития (ОУР) в нашей стране). Но актуальность далеко не только в этом. Состояние экологического образования неразрывно связано с отношением к экологической проблематике в обществе и государстве. А поскольку в последние десятилетия «экологическое образование» как дисциплина для всех учащихся, стало предметом только для тех, кем оно востребовано профессионально; ожидать экологизации сознания общества, а вслед за этим и политики государства не приходится. Что в этой связи происходит и каковы перспективы, рассматривается в статьях данной рубрики.

В первой из них «Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее» московского социолога Л. Ю. Ивановой произведён ретроспективный анализ системы экологического образования в средней школе. На фоне внимания к экологическим вопросам в первой половине 90-х гг. предмет «Экология» был введён в школе как обязательный. Во второй половине 90-х гг. ситуация изменилась. На сегодня огромный багаж, накопленный ранее в области школьного экологического образования, фактически не востребован и используется только учителями-энтузиастами. Автор приводит мнения экспертов (ведущих специалистов в области экологического образования) о настоящем и перспективах экологического образования в школе, а также о вкладе семьи, СМИ, общественных организаций в экологическое просвещение.

В статье Т. А. Орешкиной (Екатеринбург) «Экологические компетенции в структуре образовательных программ высшей школы» анализируются понятия «экологическая компетенция» и «экологическая компетентность»; доказывается, что экологическая компетенция относится к общекультурным компетенциям выпускников высшей школы. Экологические дисциплины должны отражать системное понимание места человека в глобальной экосфере, анализировать хозяйственную деятельность как часть биосферы, межуровневые взаимодействия в мировой, государственной и общественной экологической политике. Анализируется объём экологических дисциплин в образовательных программах вуза на примере Уральского федерального университета. Обосновывается необходимость массового экологического образования как первого этапа формирования экологической культуры населения.

К вопросу «Носители ценностей» (следующая рубрика) авторы журнала обращаются не впервые3. Действительно, важно знать не только, каковы наши ценности, но и какую часть общества составляют те, кто их придерживается, и сколько их. В данном выпуске эта тема рассматривается А. В. Винокуровой (Владивосток) в статье «Ценностные ориентации семей выходцев из Дагестана в Приморье». Приморье становится одной из точек притяжения для переселенцев из других российских регионов, и не только в связи с возможностью получить гектар земли в своё пользование. Среди переселенцев есть и выходцы из Дагестана. Автор анализирует процесс их адаптации на новом месте жительства, показывая, что эффективность этого процесса зависит и от семейных взаимоотношений. В статье представлены социально-демографические характеристики и базовые ценности семей дагестанцев, проживающих в Приморском крае. Особенности социокультурного пространства, географического положения, социального, экономического развития региона, уровень урбанизации, состояние инфраструктуры рассматриваются в контексте основных факторов, влияющих на ценностные ориентации семей.

Впервые в нашем журнале звучат «Проблемы демографии» (последняя рубрика данного выпуска) в статье И. И. Осинского (Улан-Удэ) «Демографическое развитие Бурятии». В статье рассматриваются факторы преодоления депопуляции, роста продолжительности жизни. Раскрываются показатели рождаемости, выявляются причины её снижения, в числе которых ‑ сокращение женщин репродуктивного возраста, падение жизненного уровня населения, изменения в формах брачного и репродуктивного поведения, состояние здоровья.

1Рубрика «Вопросы теории», 2014, № 9; рубрика «К методологии научных исследований», 2017, № 20; 2015, №№ 13, 14; 2014, № 11; 2012, № 4; 2011, № 3.

2Левченко Н. В. Экологическое образование в вузах России: гражданский активизм в формальном образовании // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. С. 276-286. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.5.24

3Вестник Института социологии, 2017, № 21.




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: