26th issue was published.
The main theme of the issue: Political Processes: Social Protests and Protest Moods
  
2018 No 26 published 09/28/2018
2018 No 25 published 07/11/2018
2018 No 24 published 03/29/2018
2017 No 23 published 12/26/2017
All Issue:

2018 | 26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Krzhizhanovskogo Street, 24/35, korpus 5, 117218, Moscow, Russia

Tel.: +7 (499) 128-85-19
Fax: +7 (495) 719-07-40

e-mail: vestnik@isras.ru

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

web-site: http://www.fctas.org

The problem with reforming our country’s system of government: addition to the history of developing a research program


Tikhonov A. , Doctor of Sociology, Professor, main researcher, ,
mailto: alvast39@mail.ru
The problem with reforming our country’s system of government: addition to the history of developing a research program.
VESTNIK INSTITUTA SOTZIOLOGII. 2018' 25. P. 10-26

DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.506


This Article is downloaded: 11 times
Topic: Sociology of management: problems of reforming

For citas:
Tikhonov A. The problem with reforming our country’s system of government: addition to the history of developing a research program. Vestnik Instituta Sotziologii. 2018. No 25. P. 10-26
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.506




Abstract

This article is dedicated to certain important milestones in the history of IS RAS’ “Sociology of Management and Social Technologies Center’s” staff developing a bespoke approach to researching such an issue as reforming the current vertical government power structure within the context of regional socio-cultural modernization. Everyone is aware of the general structural requirements for empirical research programs, whether they are for highlighting an issue, a subject, for putting forward hypotheses, or for developing methods of verifying the latter. However, it isn’t often that anyone publishes information regarding the process of a group of scientists searching for a suitable theoretical-methodological approach towards a complex social issue. We initiated such a task over ten years ago. So far it has undergone a few stages: 1) a dedicated conference under the authority of the Russian Society of Sociologists, where such a matter as the problem with developing social strategies in regional development was discussed; 2) another conference three years later, dedicated to establishing and discussing such an issue as modernizing regional development, as well as the vertical government power structure’s role in this process; 3) developing the toolset for mass surveys in the form of “civic examination”, and using the latter based on the example of four regions, while including in the evaluation of their development criteria for socio-cultural modernization; 4) carrying out research in twelve Russian regions throughout the years 2015-2017, based on the first three stages, and with support from a Russian Science Foundation grant. According to the application for said grant, this issue is to be considered a prioritized area for developing critical technologies (presidential order number 899 from July 7th 2011). The relevance of such research is defined specifically by the fact that, given conditions where the geopolitical situation is escalating, a need for developing strategic solutions has risen on both interior and exterior fronts. Special significance is gained by new knowledge concerning opportunities for regulating relations between government and society from the position of the “social contract” theory, which demands a timely and suitable reaction to newfound circumstances. Starting a proactive reform of the vertical government power structure can serve as an answer to new challenges and threats, which must be preceded by an array of coordinated interdisciplinary studies. Our research was conducted within the subject domain of such a discipline as management sociology. Meanwhile we come from the fact that, among the circumstances which have brought our country to the brink of disaster multiple times, certain symptoms can be observed which can and should be established and explicated in a timely manner using sociological methods.

Keywords

society and power, external and internal challenges, the problem of reforming of the management system, power-management vertical, theoretical and methodological approach, socio-cultural modernization of the regions, the research program, stages of development of the research program

References

Atlas modernizatsii Rossii i ee regionov: sotsioekonomicheskie i sotsiokul'turnye tendentsii i problemy [Atlas of modernization of Russia and its regions: socio-economic and socio-cultural trends and problems]. Ed. by N. I. Lapin. Moscow, Ves' Mir, 2016. 360 p. (in Russ.).

Ahiezer A. S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta [Russia: criticism of historical experience]. Moscow, Novy khronograf, 2008 (in Russ.).Davydov A. P. Problema mediatsii v evropeyskoy kul'ture: Zapad i Rossiya [The problem of mediation in European culture: the West and Russia]. Obshhestvennye nauki i sovremennost', 2000, no 6, pp. 82–93 (in Russ.).

Gontmakher E.S. Rossiyskaya ispolnitel'naya vlast': real'naya i neobkhodimaya [Russian Executive power: real and necessary]. Gosudarstvo. Obschestvo. Upravlenie. Moscow, 2013 (in Russ.).

Modernizatsiya otechestvennoy sistemy upravleniya: analiz tendentsiy i prognoz razvitiya Modernization of the national management system: analysis of trends and forecast of development]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy conferencii i XII–XIII Dridzevskih chteniy (21–22 November 2013). Ed. by A. V. Tikhonov and oth. Moscow, IS RAS publ., 2014 (in Russ.).

Problemy reformirovaniya vlastno-upravlencheskoy vertikali v contexte protsessov sotsiokul'turnoy modernizatsii regionov [Problems of reforming the power-management vertical in the context of socio-cultural modernization of the regions]. Ed.by A. V. Tikhonov. Moscow, IS RAS publ., 2016. 348 p. (in Russ.) DOI 10.19181/inab.2016.1

Problemy sotsiokul'turnoy modernizatsii regionov Rossii [Problems of socio-cultural modernization of Russian regions]. Ed. by N.I. Lapin, L.A. Beliaeva. Moscow, Academia, 2013 (in Russ.).

Rossiya: reformirovanie vlastno-upravlencheskoy vertikali v contexte problem sotsiokul'turnoy modernizatsii regionov [Russia: reforming of the power-management vertical in the context of socio-cultural modernization of the regions]. Ed. by A. V. Tikhonov. Moscow, FCTAS RAS publ., 2017. 432 p. (in Russ.).

Sotsial'noe obosnovanie strategiy gorodskogo, regional'nogo i korporativnogo razvitiya: problemy i metody issledovaniy [Social justification of urban, regional and corporate development strategies: problems and research methods]. Materialy IX Dridzevskih chtenij. Ed. by A. V. Tikhonov, E. M. Akimkin, Ju. E. Duberman, E. I. Rabinovich, V. A. Shilova. Moscow, IS RAS publ., 2010 (in Russ.).


Content 2018' 25

Опубликован Двадцать шестой выпуск сетевого научного журнала «Вестник Института социологии».
Тема номера: Политические процессы: социальные протесты и протестные настроения
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Цибенко С. Н.
Медийные технологии национальной мобилизации черкесов

Черкесский национальный проект можно назвать первым опытом современного нациестроительства на Северном Кавказе
подробнее...

28.09.2018 г.– №26 2018
11.07.2018 г.– №25 2018
29.03.2018 г.– №24 2018
26.12.2017 г.– №23 2017
Все номера:
2018 | 26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
http://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН http://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
http://www.isras.ru/

Система Orphus

Проблема реформирования системы управления в стране: к истории разработки исследовательской программы


Тихонов А. В., д.соц.н., проф., главный научный сотрудник, Институт социологии РАН, alvast39@mail.ru
Проблема реформирования системы управления в стране: к истории разработки исследовательской программы
// Вестник Института социологии. 2018. № 25. С. 10-26

DOI: 10.19181/vis.2018.25.2.506


Скачиваний статьи: 10
Рубрика: Тема номера: Социология управления: проблемы реформирования

Ссылка для цитирования:
Тихонов А. В. Проблема реформирования системы управления в стране: к истории разработки исследовательской программы // Вестник Института социологии. 2018. № 25. C. 10-26.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.506

For citas:
Tikhonov A. The problem with reforming our country’s system of government: addition to the history of developing a research program. Vestnik Instituta Sotziologii. 2018. No 25. P. 10-26
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2018.25.2.506



Аннотация

Статья посвящена некоторым важным вехам в истории разработки коллективом Центра социологии управления и социальных технологий ИС ФНИСЦ РАН собственного подхода к исследованию проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте социокультурной модернизации регионов. Всем известны общие требования к структуре программ эмпирического исследования: выделение проблемы, предмета, выдвижение гипотез, разработка методик их проверки, но довольно редко публикуются данные о процессе поиска научным коллективом адекватного теоретико-методологического подхода к комплексной социальной проблеме. Такая работа была начата нами более десяти лет назад. Она прошла несколько этапов: 1) специальную конференцию под эгидой РОС, где обсуждался вопрос о проблеме разработки социальных стратегий в развитии регионов, 2) повторную конференцию через три года, где была поставлена и обсуждена проблема модернизации развития регионов и роли в этом процессе властно-управленческой вертикали, 3) разработку инструментария массового опроса в форме «гражданской экспертизы» и его опробование на примере 4-х регионов с включением в оценку их развития критериев уровня социокультурной модернизации, 4) осуществление на основе 1, 2 и 3 этапов исследования в 2015–17 гг. в 12 регионах РФ, поддержанного грантом РНФ. В соответствии с заявкой на этот грант, оно относится к одному из приоритетных направлений в развитии критических технологий (Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 №899). Актуальность исследования определялась именно тем, что в условиях осложнившейся геополитической ситуации обострилась и необходимость разработки стратегических решений одновременно на внутреннем и внешнем направлениях. Особое значение приобретает новое знание относительно возможностей регулирования отношений «власть – общество» с позиций теории «общественного договора», требующей своевременного и адекватного реагирования на вновь открывшиеся обстоятельства. Ответом на новые вызовы и угрозы может стать упреждающее проведение реформы властно-управленческой вертикали, которой должен предшествовать комплекс согласованных междисциплинарных исследований. Наше исследование проводилось в предметной области такой дисциплины, как социология управления. При этом мы исходили из того, что среди обстоятельств, которые уже не раз приводили нашу страну на грань катастрофы, есть симптомы, которые можно и нужно своевременно устанавливать и эксплицировать методами социологии.

Ключевые слова

общество и власть, внешние и внутренние вызовы, проблема реформирования системы управления, властно-управленческая вертикаль, теоретико-методологический подход, социокультурная модернизация регионов, исследовательская программа, этапы разработки программы исследования

Список литературы

Аксенова О. В. 2016. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации: [монография]. М.: Институт социологии РАН. 304 с.

Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева и др.; сост. и отв. ред. Н. И. Лапин. М.: Весь Мир, 2016. 360 с.

Ахиезер А. С. 2008. Россия: критика исторического опыта. М.: Новый хронограф. 938 с.

Гонтмахер Е. Ш. 2013. Российская исполнительная власть: реальная и необходимая // Государство. Общество. Управление: Сб. статей. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР. 271 с.

Давыдов А. П. 2000. Проблема медиации в европейской культуре: Запад и Россия // Общественные науки и современность. № 6. С. 82–93.

Проблемы реформирования властно-управленческой вертикали в контексте процессов социокультурной модернизации регионов. ИНАБ. № 1. [Электронное издание] / Отв. ред. А. В. Тихонов. Электрон. текст. дан. (объем 6,14 Мб). М.: Институт социологии РАН, 2016. 348 с. DOI: 10.19181/inab.2016.1. URL: http://www.isras.ru/files/File/publ/inab_2016_1.pdf [Дата посещения: 22.04.2018].

Проблемы социокультурной модернизации регионов России / Сост. и общ. ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: Academia, 2013. 415 с.

Модернизация отечественной системы управления: анализ тенденций и прогноз развития // Материалы Всероссийской научно-практической конференции и XII–XIII Дридзевских чтений (21–22 ноября 2013 г.) / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: Институт социологии РАН, 2014. 548 с.

Россия: реформирование властно-управленческой вертикали в контексте проблем социокультурной модернизации регионов [монография] / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. 432 с.

Социальное обоснование стратегий городского, регионального и корпоративного развития: проблемы и методы исследований // Материалы IX Дридзевских чтений / Отв. ред. А. В. Тихонов. М.: ИС РАН, 2010. 520 с.


Содержание номера № 25. 2018




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: