Опубликован Двадцать седьмой выпуск сетевого научного журнала «Вестник Института социологии».
Тема номера: Немонетарные неравенства в жизни россиян
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Узунов В. В., Чигрин В. А., Захарова В. А.
Состояние и проблемы социокультурной интеграции Крыма в Россию (Первый Крымский социологический форум)

 


подробнее...
17.12.2018 г.– №27 2018
28.09.2018 г.– №26 2018
11.07.2018 г.– №25 2018
29.03.2018 г.– №24 2018
Все номера:
2018 | 27   26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
http://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН http://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
http://www.isras.ru/

Система Orphus

Выпускники сельской школы: образовательные стратегии


Чередниченко Г. А., д.соц.н. главный научный сотрудник, Институт социологии РАН, galcher2211@gmail.com
Выпускники сельской школы: образовательные стратегии
// Вестник Института социологии. 2016. № 19. С. 28-52

DOI: 10.19181/vis.2016.19.4.428


Скачиваний статьи: 106
Рубрика: Тема номера: Социология образования: современные реалии

Ссылка для цитирования:
Чередниченко Г. А. Выпускники сельской школы: образовательные стратегии // Вестник Института социологии. 2016. № 19. C. 28-52.
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.428

For citas:
Cherednichenko G. Village School Graduates: Educational Strategies. Vestnik Instituta Sotziologii. 2016. No 19. P. 28-52
DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.19.4.428



Аннотация

На данных государственной статистики и материалах социологических исследований рассматриваются образовательные стратегии сельской молодёжи. Анализ ведётся в сравнительном плане – процессы и явления, характеризующие сельскую молодёжь, сопоставляются с таковыми городской молодёжи. Статистические данные анализируются в динамике 1990–2010-х годов. Показано, что образовательные стратегии сельской молодёжи в сравнении с их городскими сверстниками складываются во многом под влиянием общих факторов изменения условий жизни, развития системы школьного и профессионального образования, перемен демографической ситуации (смены многочисленных поколений молодёжи второй половины 1990–первой половины 2000-х гг. на малочисленные поколения, начиная с середины 2000-х гг.). После окончания основной школы большая часть сельской молодёжи выбирают «неакадемическую» траекторию: переходят на учёбу в систему СПО, в то время как городские юноши и девушки в своём большинстве продолжают обучение в дневной средней школе. Получающие сегодня полное среднее образование на селе оказываются гораздо более социально селекционированными относительно социального состава сельского населения, чем их сверстники из средних школ городов в сравнении с городским населением. Эта сельская молодёжь оказывается гораздо более, чем прежде, консолидированной в своём стремлении к продолжению образования в высшей школе. В результате к первой половине 2010-х гг. сложилась ситуация, когда большинство сельских выпускников средней школы поступали в вузы, то есть их образовательные ориентации и реальный выбор оказались во многом схожими с устремлениями молодёжи городов. Показано воздействие демографической ситуации (в разные хронологические периоды) на опции молодёжи на этапах выбора образовательного пути, а также указано влияние на них такого важного фактора, как наличная локальная структура и сеть учебных заведений разных уровней общего и профессионального образования.

Ключевые слова

сельская и городская молодёжь, образовательные стратегии, выпускники основной школы, выпускники полной средней школы, среднее профессиональное и высшее образование

Список литературы

Арсентьева Н. М., Харченко И. И. 2015. Современные вызовы системе профессионального образования и проблемы формирования кадровой базы экономики сибирских регионов // Сборник итоговых докладов XVI Апрельской международ- ной конференции НИУ ВШЭ. Том 4. URL.: https://conf.hse. ru/2015/sbornik [Дата посещения: 28.08.2016].

Бессуднов А. Р., Малик В. М. 2016. Социально- экономическое и гендерное неравенство при выборе образо- вательной траектории после окончания 9-го класса средней школы // Вопросы образования. № 1. С. 135–167.

Демографический ежегодник России 2001. Стат. сб. М.: Госкомстат, 2001. 404 с.

Демографический ежегодник России 2015. Стат. сб. М.: Росстат, 2015. 263 с.

Ключарев Г. А. 2013. «Проблема мелюзги», образовательные неравенства и эффективность вузов как социально- экономические индикаторы // Вестник Института социологии. № 6. С. 234–251. URL: http://www.vestnik.isras.ru/article/229 [Дата посещения: 23.08.2016].

Константиновский Д. Л. 1999. Динамика неравенства. Российская молодёжь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС. 344 с.

Образование в Российской Федерации: 2007. Стат. еже- годник. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 484 с.

Образование в Российской Федерации: 2010. Стат. сб. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 492 с.

Образование в Российской Федерации: 2012. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2012. 444 с.

Образование в Российской Федерации: 2014. Стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 464 с.

Первичные данные, официально предоставленные в 2008–2011 гг. Отделу социологии образования ИС РАН Федеральным агентством по статистике РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности (с изменениями на 1 февраля 2005 года)» // Консорциум «Кодекс». URL: http:// docs.cntd.ru/document/901807007 [Дата посещения: 22.10.2016].

Hyman H. H. 1966. The Value Systems of Different Classes // Class, Status, and Power. Social stratification in comparative perspective, 2e ed. London: Routledge and Kegan Paul. P. 488–499.


Содержание номера № 19. 2016




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: