Опубликован Двадцать восьмой выпуск сетевого научного журнала «Вестник Института социологии». Тема номера: Россиийские реалии: современные вызовы
  

Вы можете отправить статью в редакцию журнала.

Для этого воспользуйтесь Формой отправки статьи


Редакция . .
Об этом выпуске

 


подробнее...
27.03.2019 г.– №28 2019
17.12.2018 г.– №27 2018
28.09.2018 г.– №26 2018
11.07.2018 г.– №25 2018
Все номера:
2019 | 28  
2018 | 27   26   25   24  
2017 | 23   22   21   20  
2016 | 19   18   17   16  
2015 | 15   14   13   12  
2014 | 11   10   09   08  
2013 | 07   06  
2012 | 05   04  
2011 | 03   02  
2010 | 01  

Наш адрес:
117218, Москва,
ул. Кржижановского, д.24/35, к. 5


Обратная связь:
http://www.vestnik-isras.ru/feedback.html

Официальный сайт ФНИСЦ РАН http://www.fnisc.ru

Официальный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН
http://www.isras.ru/

Система Orphus

Жизнь православного эмигранта и русский приход за границей как объект социологического изучения


Подлесная М. А., к.соц.н. старший научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, mpodlesnaya@mail.ru
Жизнь православного эмигранта и русский приход за границей как объект социологического изучения
// Вестник Института социологии. 2012. № 4. С. 79-118


Скачиваний статьи: 550
Рубрика: Тема номера: «Религия в современном мире: ракурсы проблемы»

Ссылка для цитирования:
Подлесная М. А. Жизнь православного эмигранта и русский приход за границей как объект социологического изучения // Вестник Института социологии. 2012. № 4. C. 79-118.


For citas:
Pоdlesnaya M. The life of an Orthodox emigrant and the Russian parish abroad as an object of sociological study. Vestnik Instituta Sotziologii. 2012. No 4. P. 79-118


Аннотация

В статье на основании анализа фокус-групп прихожан и интервью со священниками православной церкви в Германии изучаются причины и опыт воцерковления прихожан; что для них значит быть православным, их ожидания в отношении священника, проблемы, достижения и перспективы православного прихода за рубежом. Современная Германия постепенно становится многонациональным, полиэтническим, мультикультурным государством и более американизируется, нежели омусульманивается. В настоящее время сложно сказать, к чему в будущем может привести этот сложный процесс: то ли к «гражданской религии», подобной той, что существует в Америке, то ли к победе типичных для этой местности направлений христианства в новых формах. И хотя распространение ислама на территории Германии растёт, нельзя не отметить серьёзное влияние американской культуры на религиозные практики тех же мусульман. Основной чертой современного кризиса религиозности является постепенный отход от традиционных форм христианского религиозного мировоззрения. Показано, что православие остаётся главным консолидирующим началом, которое связывает общину, обнаруживает религиозную и национальную идентичность, и, согласно исследованию, обладает рядом признаков. Указанные признаки сформулированы в работе в виде феноменов: православная вера как символ России; православие как институциональная связь с Россией; православный приход как связь с российским народом посредством общения с прихожанами, то есть православие как консолидирующее начало; православие как основа для сохранения традиций отцов; православие как символ специфичности (изолированности, избранности) православных верующих и вероучений, а значит, и носитель специфичности уклада жизни и взгляда на мир; православие как индикатор (проявитель) того, что материальное благополучие и комфорт это не всё, что нужно Человеку; православие как инструмент в поиске Человеком, находящимся в чужеродной среде, своей сущности; православный приход как опора для психологического равновесия людей, лишённых привычных условий жизни в связи с выездом на постоянное место жительства за границу.

Ключевые слова

православные эмигранты, русский приход за рубежом, православная община за рубежом

Список литературы

 

1. Bellah R. Civil Religion in America // Daedalus. 1967. № 96 (1). P. 1–21.

2. Berger P., Grace D., Effie F. Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Farnham/Burlington: Ashgate, 2008.

3. Berger P. L. A Rumor of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural. 1969.

4. Wolf Ch. How Secularized is Germany? Cohort and Comparative Perspectives // Social Compass. 2008. № 52. P. 111–126. URL: http://scp.sagepub.com/content/55/2/111 [Дата посещения: 11.03.2012].

5. Zuzug von (Spät-)Aussiedlern und ihren Familienangehörigen // BPB: Bundeszentrale fuer politische Bildung. 2008. URL: http://www.bpb.de/wissen/XRVWHC,0,0,Zuzug_ von_%28Sp%E4t%29Aussiedlern_und_ihren_Familienangeh%F6rigen.html [Дата посещения: 11.03.2012].

6. Руткевич Е. Д. Белла Роберт Нили; Бергер Питер Людвиг; Вах Иоахим; Глок Чарльз; Грили Эндрю Мэтью; Кокс Харви; Ле Бра Габриэль; Лукман Томас; Нисбет Роберт; Олпорт Гордон; Рисмен Дэвид; Токвиль о религии; Шлейермахер Фридрих // Культурология. Энциклопедия в 2-х т. Центр гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по обще­ственным наукам Российской академии наук. М: РОССПЭН, 2007. URL: http:// www.isras.ru/files/File/Publication/Bella_Berger_...St_ Rutkevich.pdf [Дата посещения: 11.03.2012].

7. Хабермас Ю. Ратцингер (Бенедикт XVI). Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). М.: ББИ, 2006.


Содержание номера № 4. 2012




КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ

Комментарии. Всего [0]: